Корреспондент "АН" побеседовал с Доктором исторических наук Русланом Костюком о непростой ситуации, которая сейчас складывается, на мировой политической арене.
Почему президент Франции Э. Макрон, ездивший к президенту В. Путину на переговоры, превратился из «мирного голубя» в одного из главного «ястребов»?
Я думаю, что на Западе имеются и более «ястребиные» политики. Однако, действительно, мы можем говорить о том, что Э. Макрон занимает достаточно жёсткую позицию по отношению к России на актуальном этапе. Думается, объяснения могут быть различные. Здесь можно сказать и о его либеральных взглядах, объективно расходящихся с политическим видением Кремля. И о том, что Франция очень ревниво относится к российским продвижениям в Африке. Франция имеет свои интересы в европейской части постсоветского пространства и, с точки зрения официального Парижа, нужно сделать всё возможное, чтобы не допустить победы РФ в конфликте с Украиной.
Почему Франция поставляет передовое оружие на Украину, в том числе крылатые ракеты Scalp и возможно ли прекратить это с помощью французской оппозиции?
Париж не только дипломатически поддерживает Украину, но и военным способом. Даже если эта помощь по затратам ниже, чем у Соединённого Королевства и Германии, всё равно она достаточно ощутима и, касается, в частности, дальнобойных видов оружия. Позиция французской дипломатии такова: если Украина подвергается агрессии, ей необходимо коллективно помогать, и Франция играет здесь свою роль. В самом деле, левопопулистская и крайне правая оппозиция во Французской Республике как против дальнейшего втягивания Франции в военный конфликт, так и критически относится к поставкам «передового» оружия. Но проправительственные партии «за» и пока действует нынешний кабинет, я думаю, эти поставки будут продолжаться.
Франция отправила на Украину для участия в конфликте части своего Иностранного легиона. Не является ли это нарушением французского законодательства?
На этот счёт есть разные точки зрения. Оппозиционные депутаты из левого лагеря, от «Непокорённой Франции» и Французской коммунистической партии, насколько я знаю, отправляли соответствующие запросы в Совет министров. Ответ официальной власти заключается в том, что бойцы Иностранного легиона в своём большинстве на текущий момент не французские граждане. Они, грубо говоря, контрактники-иностранцы, и это уже иной юридический статус. Тут, конечно, очень тонкая тема, ведь офицерами у этих солдат являются, в своей основе, французы! Но, опять же с точки зрения властей, Иностранный легион не является напрямую подразделением французских вооружённых сил, и поэтому Париж не рассматривает, что на Украину отправил часть своей армии…
Французские военные обучают своим методам ведения войны украинских военных. Означает ли это, что Франция стала явным военным союзником Украины и как этому помешать правительству РФ?
Да, это и не скрывается ни исполнительной властью Французской Республики, ни армейским командованием. Более того, с каждым полугодием число украинских военнослужащих, прошедших переобучение на территории Франции, только растёт. Можно сказать, что Франция внутри Европейского Союза (ЕС) занимает одно из первых мест среди государств, которые предоставляют площадки для обучения военных из Украины. Между Францией и Украиной действует двухстороннее соглашение, оговаривающее такую кооперацию. Я, если откровенно, не вижу, каким образом Москва могла бы на данном этапе помешать данному сотрудничеству.
Французское правительство разрешило на своей территории Украине вербовать наемников для участия в конфликте с Россией. Не является ли это нарушением французского законодательства? Как она хочет сыграть на противоречиях между нашими странами?
Я полагаю, с известной долей уверенности тут можно говорить о нарушении французского законодательства. И во Франции ведь выносились очень суровые приговоры тем, кто в качестве наёмников некоторое время назад оказался в Ираке или Сирии на стороне «так называемого «Исламского государства». Но в отношении Украины официальный Париж привержен тезису о том, что она в конфликте с РФ является «государством-жертвой» и в этой ситуации добровольная поездка на фронт со стороны Украины не преследуется французскими правоохранительными органами. Без сомнений, подобные факты способны только ухудшить и без того деградирующие франко-российские отношения.
Президент Макрон обратился к Президенту Байдену с просьбой разрешить Украине наносить удары вглубь России крылатыми ракетами? Как правительству РФ следует на это отреагировать? Что думает по поводу этих действий Макрона французская оппозиция?
Я не уверен, что Кремль тут будет публично реагировать, как и на недавнее публичное совместное заявление Макрона и премьер-министра Британии Кейра Стармера о том, что обе стороны полны решимости продолжать оказание военной помощи украинской стороне, «пока это потребуется». Но сам факт такого обращения, к слову, он как раз и показывает «наступательный» настрой Франции в отношении России. Две самые сильные оппозиционные партии Франции – Национальное объединение и «Непокорённая Франция» - не раз высказывали критическое отношение к подобному варианту развития событий. Но Э. Макрон всё же не оглядывается на точку зрения парламентской оппозиции в отношении российско-украинского конфликта.
Глава французской внешней разведки Николя Лернер 5 ноября посетил Киев. Означает ли это, что разведывательное сотрудничество Франции и Украины против России расширится?
Сколь я в курсе, представители силовых ведомств Французской Республики за последние два с половиной года не раз посещали Украину, как и их украинские коллеги, в свою очередь, регулярно бывают в Париже. В открытых парижских масс-медиа почти нет информации об итогах этого визита, но очевидно, что сотрудничество спецслужб и разведывательных центров двух государств имеет место на разных направлениях. Я не удивлюсь во всяком случае, если эта кооперация станет ещё более слаженной.
Что изменится во французской внешней политике с приходом в Белый Дом Дональда Трампа? Будет ли Макрон подстрекать его против России или содействовать мирному урегулированию с учетом интересов России?
Политически и идеологически Э. Макрон был заинтересован в победе кандидата демократов Камалы Харрис. Подходы Трампа не только в отношении российско-украинского конфликта, но, скажем, по климатическому досье или Ближнему Востоку расходятся с официальной точкой зрения французской дипломатии. Мне кажется, ответ на второй вопрос зависит от того, сможет ли ЕС выработать в данном отношении единую позицию. Если да, то именно Франция и Германия будут её выражать. Э. Макрон не раз в прошлом говорил, что интересы РФ должны учитываться. Это то, что может сблизить позиции Парижа и новой американской администрации. С другой стороны, Макрон же отчётливо призывает усиливать военную поддержку Киева, а это уже ясно расходится с линией Д. Трампа. Поэтому в данном вопросе буду сдержан: поживём – увидим.
Как ты считаешь: Европейская политика Макрона направлена на равный диалог со странами ЕС, особенно это касается Германии и Польши, или на доминацию роли Франции в европейской политике?
Я думаю, тут есть два важных момента. С одной стороны, Париж официально заявляет о том, что мнение разных стран ЕС должно быть услышано. Именно в этом ракурсе следует рассматривать, например, особенное внимание Франции к странам южноевропейской зоны, таким, как Испания или Италия. С другой стороны, для французской общественности многие десятилетия хорошо известен тезис о том, что имеется такой «франко-германский мотор» европейской интеграции, когда от Берлина и Парижа зависит общая линия ЕС. Возможно, на фоне глубокого политического кризиса в ФРГ Макрон хотел бы усилить влияние Франции в системе ЕС. Но ни экономически, ни геополитически, даже после ухода Британии из ЕС, на доминирование в Евросоюзе сегодня Франция не способна.
Возможна ли перестройка отношений между Францией и Россией в нынешний момент и каковы условия для этого?
Пожалуй, именно сегодня это выглядит маловероятно. Экономические связи обрушены, отношения в культурной и научной сферах почти на нуле, уже давно нет встреч на высшем уровне, как и на уровне шефов МИД и министерств обороны. Безусловно, есть ряд деликатных тем (Ближний Восток, отдельные регионы Африки), по которым, я уверен, без лишней огласки, дипломатические консультации идут. Но для того, чтобы реально перестроить и нормализовать двусторонние отношения нужны не слабые перемены. Такие, как, допустим, завершение войны в Восточной Европе или приход к власти во Франции (в России это гораздо менее реально) политических сил, настроенных в большей степени на диалог, чем на конфронтацию.