Народного художника РФ Никаса Сафронова можно смело назвать одним из самых «выставляемых» художников современности. Его выставки одновременно проходят в разных регионах России и по всему миру, их посещает бесчисленное количество гостей. Например, недавно состоялась персональная выставка в Санкт-Петербурге, которую художник прилетел открыть лично.
Выставка называется «С большой любовью к Петербургу». На ней были представлены новые полотна, отображающие своеобразный авторский взгляд на современный Петербург. Также в экспозиции были представлены произведения Никаса Сафронова разных лет. Среди них пейзажи, портреты, сюрреалистические композиции и его личный стиль дрим-вижн.
- Никас Степанович, за годы вашей творческой деятельности прошло такое множество ваших выставок. Быть может есть примерная цифра, сколько их было?
- Это сложно подсчитать. Одно могу сказать, только за последние десять лет прошло около трехсот выставок по самым разным городам России. Раз в четыре года я обновляю экспозицию новыми работами, среди которых могут быть и ранние студенческие работы, и конечно мои выставки посещают сотни тысяч людей. Самое приятное, что на выставки приходят люди, которые не очень искушены в искусстве, но им важно понять, что сегодня в нем происходит. А понять порой современный творческих мир сложно, учитывая огромное число новых веяний, это и перформансы и разные инсталляции и самое непонятное для многих это новое направление SNFT ...Однажды в Европе я был на модном концерте, который анонсировался, как концерт классической музыки. Так вот выступление одного пианиста закончилось тем, что он, сев за рояль, взял одну ноту, и ушел за кулисы, за то второй вышел с молотком и расколотил клавиши в щепки. Такая вот классика…
Есть один известный китайский художник Ван Вэй, его очень продвигают американцы, прославился он тем вначале, взял вазу, которой было более 2 тыс лет, разбил, потом потоптал ногами осколки и сказал, что это работа будет теперь называться семечки.
К чему я это говорю, сегодня во всем мире стали популярны разного рода невнятные акции, который может сделать любой человек, и для этого много умения не надо и эти так называемые "творческие процессы" пытаются выдать за настоящее искусство. Сегодня искусство становится более провокационным... Например, разбить куриное яйцо и размазать его на холсте, или залить в аквариуме формалином акулу (Демьен Херст). Художник Пьеро Мандзони законсервировал в банки свои фекалии. Андреас Серрано сфотографировал распятие и поместил его в стакан с мочой… И находятся те, кто принимает правила игры, и приобретают за большие деньги это невнятное художество. Поэтому простые люди пытаются разобраться и понять, как отличить провокации от настоящего искусства, и часто на эту тему задают вопросы.
Мне кажется, что задача художника в первую очередь овладеть профессиональным мастерством, пройти этапы академического образования. Если человек, скажем, строит дом, и не знает, например, где прокладываются коммуникации, как сооружается фундамент, из чего делаются стены, то такой дом не будет долго стоять, если вообще будет построен... Даже сюрреалист Сальвадор Дали говорил: «Научитесь рисовать, как Веласкес, а потом делайте, что хотите»…
Именно поэтому надо много учиться. Я, например учился в Ростовском художественном училище, в Московском государственном институте им. Сурикова. Изучал искусство старых мастеров в Голландии, в Париже, и только после этого смог создать свой стиль дрим-вижн.
- Вы правильно отметили, что публика, которая приходит на ваши выставки пытается разобраться во всем и задает острые вопросы. А вы обратили внимание, что тем не менее люди сегодня очень подкованы в живописи?
- Безусловно обратил. Так большая часть посетителей — это поколение, которое еще помнит если не Сталина, то Брежнева. Это люди, которые в свое время получили хорошее советское образование, не обязательно высшее, но очень качественное. У них есть абсолютное понимание происходящего, они смотрели хорошие фильмы, читали и читают хорошие книги, объективно воспринимают действительность, поэтому и вопросы задают актуальные, острые.
У них есть правильное восприятие происходящего, и они чувствуют и знают, что такое хорошо, что такое плохо. Сегодня, к сожалению, очень много внедряется пустого в культуру, и зачастую выдается за большое искусство. И мы это видим на сцене театра, на эстраде, на киноэкране. А ведь был Муслим Магомаев с его потрясающим голосом, Людмила Зыкина, Образцова... были великие актеры театра и кино: Яншин, Грибов, Игорь Ильинский, Смоктуновский, Леонов, были композиторы - Шестакович, Хачатурян, Александра Пахмутова и другие.... Поэтому многие приходящие на выставку люди воспитаны на высоких примерах, и они искусство чувствуют сердцем. А это самый правильный подход, самый объективный.
- Вы говорили, о том, что вам часто много лет подряд задают один и тот же вопрос, какое лицо вам нравится больше запечатлеть в портрете. Ваше мнение за годы работы не изменилось?
- Когда ты пишешь, скажем чей-либо портрет, если ты за него вообще взялся, то ты не рассматриваешь этого человека: плохой он или хороший. Ты просто выполняешь свою работу профессионально, и здесь нельзя свое личное отношение и эмоции выплескивать на холст. Либо ты можешь отказаться от заказа. Я отказывался пару тройку раз. А вообще, ты должен любить портретируемого человека, во всяком случае должен относится к нему с уважением. А еще я убежден, что нет плохих лиц. Есть просто плохие художники и фотографы, которые не умеют, на этапе подготовки к работе, увидеть наиболее выигрышный ракурс натуры и, в итоге, вместо достоинств большее внимание уделяют изображению физических недостатков тех, кого они изображают. А какие-то иногда небольшие недостатки есть абсолютно у каждого человека. Но если откровенно, я предпочитаю выделять лучшее, что есть в человеке. Люди бывают ухоженные, а наоборот: не очень много уделяют себе времени. Иногда человек внешне не идеален от природы, но по характеру доброжелательный, и именно это я и передаю на портрете. Человек сам выстраивает свою жизнь и выстраивает свой типаж, а образ — это его свобода выбора.
- Кто-то высказывает свое мнение, что художник должен писать работы, не обращая внимания на публику, то есть для себя. А признание придет, когда придет…
- Люди искусства, как и все нормальные люди тщеславные. Им хочется признания и почестей. Художники работают для того, чтобы их узнавали, и надо радоваться, что тебя знают, любят, посещают твои выставки. И это Признание дорогого стоит, и завоёвывается оно тяжело и долго. И к сожалению, не всегда приходит ко многим. Я где-то читал, что только в Москве 275 тысяч художников, и все хотят быть узнаваемыми и продаваемыми. И конечно, существует и ревность, и зависть. Но я лично не завидую никому, и считаю, что можно достичь любых высот, если много работаешь и при этом профессионально занимаешься своим любимым делом. А завидую я только может быть Леонардо да Винчи, Брейгелю старшему, Ван Эйку и немного Густаву Доре - тем художникам, которых я очень люблю. …
- На вашу персональную выставку в Санкт- Петербурге была приглашена знаменитая итальянская актриса Орнелла Мути. Это было замечательное событие, которое вызвало у петербуржцев настоящий шум и восторг.
- Да, Я очень рад, что Орнелла Мути приехала поддержать меня, мы с ней дружим уже много лет. Я написал для нее несколько портретов, и один даже в стиле Dream Vision, два из них сейчас находятся в моем доме в Москве, а один был выставлен на этой выставке в Санкт-Петербурге, и он был вручен ей в день открытия. Она увезла его с собой.
С Софи Лорен мы договорились, что она поддержит мою выставку в Швейцарии, которая должна была пройти еще в 23 году, но Софи поехала в Италию и там упала и сломала шейку бедра.
- Вы написали 19 портретов Софи Лорен! Это что-то невероятное! Наверное, ни один художник не может похвастаться таким количеством, осталось ли у вас желание продолжить в этом направлении или тема себя полностью исчерпала?
- Желание писать портреты Софи Лорен осталось, я не намерен останавливаться, хочу запечатлеть её в своем творчестве еще много раз. Сейчас у актрисы находятся 18 портретов, которые я написал в разные годы. Первый еще в студенчестве. Я очень надеюсь, что она выздоровеет, будет чувствовать себя хорошо, и у нас получится наконец открыть выставку в Женеве, которую мы уже давно с ней планировали. И также надеюсь, что она представит на выставке все портреты, которые я ей подарил. На выставке также будут представлены не только мои портреты ее образа, но и других художников, которые ее писали когда-то, это и Дали, Пикассо, и Энди Уорхол.
Софи Лорен очень любит Россию, всегда скучает по ней, считает, что часть ее судьбы связана с нашей страной. Она когда-то здесь снималась. Актриса впервые побывала в Москве в 1962 году, ее восхитила наша столица, она влюбилась в нее, и как она тогда сказала, оставила тут частичку своего сердца.
20 сентября Софи Лорен празднует день рождения, и хочется от всей души пожелать ей здоровья. Готовлю отправить ей к этому дню подарок, и как вы догадываетесь, это будет еще один ее портрет.