Традиционно на высоком уровне профессионализм танкистов интернациональной добровольческой бригады в составе группировки войск «Юг». В этом я убедился воочию, оказавших в их расположении недалеко от Донецка. Тёмные ангары с закрытыми окнами (вражеские "птички" постоянно выискивают цели), выступающие из полумрака стальные силуэты, извлеченный из бронированного нутра двигатель, ленты с 30-мм боеприпасами и танковые снаряды.
Командир бронегруппы бригады с интригующим позывным «Чуча» как всегда очень занят. Чтоб не отвлекать, прошу: «дай мне заслуженного человека, пусть расскажет, как вы воюете и о себе». Тот, сходу, не думая: «Найди Иваныча. Он у нас бывалый. Наш сэнсэй. Всегда поможет и словом, и делом».
В ангаре, среди вечно занятых механиков и водителей, найти Владимира Ивановича с позывным «Обер» оказалось совсем не трудно. Он отчетливо выделялся аккуратной белоснежной бородой на широком добродушном лице (не танкист, а военный Дед Мороз), крепкой деловитой походкой и неспешной речью уверенного человека.
Разговорились. Оказалось, далеко не случайно «Обер» (старший, опытный), которому уже перевалило за шестьдесят, взял себе такой позывной. За плечами добровольца действительно солидный военный опыт. Экстерном окончил школу прапорщиков, затем знаменитое на весь СССР Харьковское гвардейское танковое училище. Сам родом из Волгограда, там его и призвали в армию и направили служить в Германию, в группу советских войск старшим инструктором - командиром эвакуационно-спасательного взвода. Спустя шесть лет перевели в подмосковное Алабино. В прославленной Таманской дивизии начал с отдельной роты специального назначения, потом продолжил в отдельном разведывательном батальоне, откуда в 1992-м ушёл в запас.
- По возрасту мог попасть на СВО только добровольцем. Подавал документы сразу в три формирования: ЧВК «Вагнер», «Барс» и «Пятнашку». Она-то, родимая, меня и приняла сразу. Приехал 1 мая 2023 года на должность механика-водителя танка. Раньше не мог, матушка сильно болела, хотя она была не против, чтобы я ушел на фронт, но я решил не оставлять её. Умерла, похоронил... - рассказал Иваныч.
В подразделении опытного бойца встретили с большой радостью – в бригаду вот-вот должны были прийти танки Т-62, а «Обер» как раз большой специалист именно в этой модификации. Хотя отлично знает и Т-55, и Т-64, и Т-72, да и почти всю бронетехнику родом из Союза.
- У меня в бригаде ощущение было сразу - как домой приехал. Я здесь на своём месте, в своей тарелке. Я нужен, - поделился танкист.
Сейчас у Иваныча нет сомнений заключать новый контракт или нет. Ответ однозначный – да.
- Контракт – это официальный статус защитника Родины, социальные льготы и гарантии. В моем возрасте это немаловажно. Решать боевые задачи проще, когда тыл прикрыт. Так было и в советской армии, и хорошо, что это правило стало непреложным в России, - считает доброволец.
Немного поговорили о делах. Иваныч рассказал, что сейчас особенно опасны FPV-дроны, которых у ВСУ во множестве, и которые ведут настоящую охоту за танками. Это повлияло на специфику применения бронетехники. В основном приходится работать с закрытых позиций. Разведвзвод поднимает в небо "птичку" и корректирует огонь орудия танка. Вражеские позиции обстреливают с 4-6 километров. Но противник может обнаружить расположение танка и навести на него артиллерию. Поэтому следует отработать как можно быстрее и сразу уходить. Как правило, в боях постоянно участвует одна машина. Расходует боекомплект и возвращается на исходную. Её сменяет другой экипаж и действует по такому же алгоритму. Получается своеобразная танковая карусель, которая позволяет избежать потерь. Хотя, за всё время потеряли все же одну машину, к сожалению, вместе с экипажем… После боевых выездов технику обслуживают, если необходимо, залечивают «раны» на корпусе, совершенствуют маскировку, делают защиту от БПЛА – всё своими руками.
- Учили нас хорошо, затачивали на войну с Западом... В глубине души все понимали, что когда-то будет война с НАТО. Морально были готовы, поэтому мы сейчас здесь, - объяснил он. - Рубимся до последнего, отступаем только, когда командир приказ даст.
Известно, что до недавнего времени добровольцам государственных наград за подвиги ратные было не видать. Но сейчас, благодаря изменению статуса военнослужащих на официальный, у командиров добровольцев появилась возможность выдвигать отличившихся на награждения. Возможно, в их числе окажется и Иваныч, но, как говорится, покажет время, а пока его «иконостас» на парадном кителе – сплошь советские награды.
Мне стало интересно, почему в таком солидном возрасте ему вдруг захотелось пойти рядовым танкистом в добровольческий отряд. Оказалось, что это своеобразная дань памяти героическим предкам. Оба его деда во время Великой Отечественной воевали в этих краях. Один – артиллерист. В сентябре 1943 его выписали из госпиталя в Пятигорске и отправили в Ростов-на-Дону, где формировали дивизию, которая позже освободила Таганрог, а оттуда пошла на Донецк. Здесь и погиб, похоронили под Будёновкой – это примерно в 40 км. Второй – пехотинец, тоже погиб, но под Сталинградом.
- Оружия иностранного у врага много. Поражение ВСУ означает и поражение НАТО. Вот и направляют всё, что есть. Леопарды, Абрамсы – мы с советских времён их хорошо знаем и не боимся. Нашим танкам они не конкуренты, - высказал своё мнение танкист.
Напомню, что Иваныч выполняет задачи на Т-64 и уверен, что танк ничуть не хуже, например, российского Т-72, а в чём-то даже лучше. Выше скорострельность. Повторный выстрел можно делать уже через 7 секунд. К тому же танк все эти годы модернизировали и укомплектовывали новыми прицельными комплексами. В купе с мастерством экипажа – получается прекрасная машина для уничтожения вражеских блиндажей, складов с боекомплектами, опорных пунктов, хотя танкист признаётся, что Т-64 все же не основное орудие войны, а вспомогательное.
Владимир Иванович рассказал, что он по происхождению родовитый казак, а те, как правило, служили всю жизнь, пока здоровье позволяло. С гордостью достал из рюкзака «Пластун» – традиционный нож казачьего разведчика.
- В прошлые войны у казаков считалось особым шиком залезть в окоп к немцам, вырезать взвод и вернуться обратно без шума и пыли, - объяснил танкист.
Завершая беседу, Владимир Иванович поделился своей самой заветной мечтой: чтобы его внукам - мальчишкам одиннадцати, пяти и трёх лет, никогда бы не пришлось взять в руки оружие и погибнуть, защищая Отечество. Каждым наполненным ратным трудом днём, каждым разбитым схроном или опорником нацистов, каждым подбитым танком – Иваныч приближает исполнение этой мечты. И готов это делать год, два, столько, сколько потребуется - до полной Победы над врагом.