Аргументы Недели → Интервью 13+

Сценарист Игорь Тер-Карапетов: любая работа, которую человек выбирает по душе, это его призвание

, 09:23 ,

Сценарист Игорь Тер-Карапетов: любая работа, которую человек выбирает по душе, это его призвание

Имена актёров и режиссёров на слуху, а вот вспомнить имя сценариста даже популярного сериала обычно сложно. Те, кто пишет истории для киноиндустрии, остаются в тени и это, как видится, несправедливо. Без них ни одна картина не смогла бы выйти на экраны.

Ведь именно сценарист прорабатывает образы и характеры персонажей, прописывает их отличительные особенности, делая акцент на внешнем виде, манере речи, интонациях, стиле. Отдельными блоками профессионал прописывает сюжет и диалоги действующих лиц с распределением по ролям. Дополнительное внимание уделяется описанию окружающей обстановки и деталям. Именно поэтому и появилось желание пообщаться с одним из тех, без кого не было бы захватывающих сюжетов на теле- и кино-экранах.

Знакомьтесь — российский сценарист кино и телевидения, член Союза кинематографистов, член гильдии сценаристов Союза кинематографистов России, Лауреат многочисленных международных кинофестивалей Игорь Тер-Карапетов. Окончил ВГИК им. А. С. Герасимова, сценарный факультет в 2002 году с красным дипломом (мастерская Владислава Романова). С 2013 года руководитель сценарных мастерских в Московском государственном институте культуры. Доцент. По его сценариям родилось свыше 40 фильмов и сериалов, премьер Первого канала, России-1, НТВ и др. («Начальник разведки», «Небо в огне», «Смерть шпионам: Ударная волна», «Убить Сталина», «Мата Хари», «Черное море», «Адмирал Кузнецов» и др.).

— Насколько сегодня востребована работа сценариста?
— Сценарист — профессия востребованная. Сценаристы нужны, другое дело, совсем не в таком количестве, в котором нужны врачи, учителя, рабочие... Профессия творческая и состояться в ней довольно сложно. Очень много факторов влияет на судьбу человека, выбравшего путь кинодраматурга. И талант, и трудолюбие, и удача, разумеется.

— Сценарист всё-таки это профессия или призвание?
— Я считаю, что любая работа, которую человек выбирает по душе, это его призвание. Кто нас призывает? Бог, наверное. Значит, он и дает нам способности к той или иной работе. То есть талант, как сказано в библейской притче. А от нас зависит, как мы этим подарком распорядимся, зароем ли его в землю или приумножим.

— Сценарий фильма или сериала — каким он должен быть в современных условиях?
— Киносценарий — это прямой потомок прозы и театральной драматургии. Оба эти искусства существуют уже не одну сотню лет. И законы в них не меняются. Древнегреческие трагедии и современные сценарии строятся по одним и тем же законам. Традиции прозы дают кинодраматургу приемы описания людей, их характеров, быта, социальной обстановки и жизненных обстоятельств, в которых они существуют.

В современности, пожалуй, изменился ритм жизни и темп восприятия действительности. Думаю, если бы человека, жившего еще сорок лет назад перенести на машине времени в нашу действительность и показать последний вышедший блокбастер в кинотеатре, дело бы закончилось вызовом «скорой помощи». А если серьезно, скорость подачи и восприятия информации выросла многократно. Может быть, предельно для человека.

Это, конечно, накладывает определенный отпечаток на работу сценариста. Большее количество сцен в единицу времени. Большее количество информации. Тексты нужны более плотные.

Хотя, мне кажется, это ускорение ведет к потере глубины понимания истории человека. И, я надеюсь, рано или поздно, это приведет к тому, что в моду снова войдут неторопливые сюжеты. Чтобы успеть всмотреться в жизнь персонажа и понять его не только умом, но и сердцем. Сценарист должен с увлечением писать на самые разные и неожиданные темы. Сегодня ты работаешь над комедией, завтра над драмой или детективом...

— Трудно ли написать сценарий и чем отличается «хороший сценарий» от плохого?
— Сценарий написать трудно. Великий режиссер и сценарист Луис Бунюэль говорил, что сценарий — это конструкция. Выверенная конструкция, нечто вроде чертежа дома или корабля. Если в конструкции ошибка, дом развалится, а корабль затонет.

Хороший сценарий, понятие для профессионалов, на самом деле. Работа кинодраматурга отличается тем, что текст пишется для последующей реализации. Простой зритель сценария, как такового не видит. Как человек не видит обычным зрением скелет другого человека.

Со сценарием работают режиссер, оператор, художники разных профилей, артисты, в конце концов. И получается фильм. Хороший или плохой. А какой был сценарий? Зритель судит по фильму. Но, по хорошему сценарию можно снять плохой фильм. Примеров тому масса. А вот хороший фильм по плохому сценарию снять нельзя. Как нельзя с поврежденным скелетом, быть здоровым человеком. Так что если картина получилась, сценарий все-таки был не плох...

— Сценарий написан, а что дальше?
— Вопрос про некий идеальный вариант, когда у сценариста есть примерно полгода для написания полнометражного сценария, что называется, «от себя». У сценариста есть некий материальный «задел», его не беспокоят заботы житейские. И он пишет сценарий. А дальше начинаются попытки куда-то пристроить «плод мечтаний и гармонических затей». Рассылки продюсерам знакомым и не знакомым. Начинается ожидание. Которое иногда длится годами.

Но, мы говорили о востребованности профессии кинодраматурга. Слава богу, в большинстве случаев сценарист бывает занят на проектах продюсерских. Которые гарантированно будут реализованы и получат выход к зрителю.

Но если у вас есть идея, которую вы хотите реализовать в виде сценария, вам надо заработать на полгода спокойной жизни... И вернуться к началу ответа на этот вопрос...

— Почему так много сценариев про полицейских, бандитов, разведёнок «успешно строящих карьеру»? Неужели это так востребовано? А где сценарии про обычных «работяг», про героев труда? Неужели это никому не интересно?
— Большинство людей живут совершенно не сказочной, и слава богу, обычной жизнью. Конечно же, им интереснее смотреть детективы и криминальные драмы. Люди отдыхают, следя за интересной жизнью преступников, полицейских, преступных полицейских и так далее. Интересно следить за сложными и опасными похождениями героев и антигероев. И радоваться тому, что в собственной жизни, тишь, да гладь...

Мелодрама, также очень востребованный зрителем жанр. В мелодраме героиня или герой осуществляет мечту очень многих людей о счастливой любви, успешной карьере, любящей семье. Как, пройдя через испытания, героиня или герой получают «всё и сразу». В жизни такое бывает редко. Кино осуществляет мечты, в тот момент, когда зритель отождествляет себя с героем или героиней.

Что касается фильмов о героях труда, отвечу так, очень долгое время в нашей стране не чествовали тружеников. На них не обращали внимания. Никто. Ни государство, ни средства массовой информации, ни люди искусства. Так случилось. Это была реакция на очень мощное направление в советском искусстве, которое называлось в народе иронично «болты в томате». В прозе, поэзии, в кино и в театре, везде выпячивалась и возвеличивалась фигура рабочего человека или колхозника. А в обычной жизни «работяга» все меньше и меньше соответствовал экранному или поэтическому образу. А слово, «колхозник», вообще сделалось ругательным.

И вот, СССР прекратил свое существование. И о рабочих и крестьянах все забыли на долгие годы. Теперь начали вспоминать. На уровне государства. Значит, и искусство когда-то отзовется на потребность в историях про обычных, простых тружеников, которые и есть «соль земли».

— Сегодня идёт СВО. Почему не пишут сценариев на эту тему?
— Фильмы на тему конфликта на Донбассе существуют. «Солнцепек», например. Страшная картина.
Скажу так, кино у нас в стране продюсерское. Об этом сами продюсеры говорят, при случае, с удовольствием. Должно быть, они считают, что тема СВО не интересна зрителю. Хотя, возможно, продюсеры, как люди знающие и глубокие полагают, что пока рано снимать фильмы про СВО. Не произошло еще, в полной мере, осмысление происходящего. Думаю, так.

— В чем принципиальное отличие сценариста от писателя?
— Писатель, это человек, который пишет прозу: романы, повести, рассказы, эссе. Произведение писателя рассчитано на чтение каждым, киношным языком говоря, «зрителем» непосредственно. Когда вы читаете роман Достоевского, вы читаете тот текст, который был им создан больше ста лет назад. Он неизменен.

Сценарист пишет произведение для будущей постановки его средствами кино. Сценарий будет в работе у десятков людей, он претерпит изменения и станет лишь составной частью фильма.

То есть писатель создает конечный продукт, сценарист произведение для дальнейшей реализации.

— С чего начинается работа над сценарием?
— Если речь идет об идеальном мире, где я пишу, то что хочу и, в первую очередь, для себя, то процесс сочинения, собирание будущей конструкции может происходить как угодно. Начать можно с услышанной от кого-то истории, или заметки в ленте новостей, или с какого-то случайно услышанного диалога, или картины, увиденной в музее. И дальше я собираю конструкцию, так как хочу. Могу начать строить свой корабль с мачты, могу с трубки капитана.

В обычной жизни, все начинается с идеи, оформляемой в короткий текст, который называется заявка. В ней излагается основная идея, главная сюжетная линия, описываются основные персонажи, историческая обстановка. Этот текст позволит продюсерам получить первоначальное согласие на финансирование проекта.

— Принимает ли сценарист участие в съемочном процессе или после написания сценария его работа в проекте заканчивается?
— Сценарист, как правило, в съемочном процессе участия не принимает. Во всяком случае, таков мой опыт. Это связано, зачастую, с тем, что процесс запуска фильма в производство происходит через длительное время после сдачи сценария.
Но иногда бывает, что сценариста приглашают на съемочную площадку. В моей практике это было несколько раз. Происходит это по производственной необходимости. Когда нужно серьезно подкорректировать текст под место съемки или под иные обстоятельства.

— Что движет сценаристом? Во имя чего? Для чего?
— Хотел бы я сказать, что движет мною исключительно любовь к кинематографу, но не могу. Уже. Моя профессия писать киносценарии. В последнее время еще и учить этому других людей. Делать я больше ничего не умею, потому кино это просто моя жизнь. Во всех смыслах.

В оправдание себя хочу сказать, что профессию я выбирал когда-то давно исключительно из любви к кино. В те времена, мне казалось, чем еще может заниматься человек? Только кино стоит того, чтобы ради него жить.
Сейчас в молодых людях, которые приходят учиться, я вижу желание славы, желание денег, как говорится, красные ковровые дрожки и статуэтки золотые в глазах. Не у всех так, слава богу, но у большинства.

— Какие Ваши сценарии воплотились на экране?
— Их больше сорока уже, слава богу. И полнометражные картины и разной длительности сериалы. Кто захочет — может посмотреть в Интернете. Просто, если перечислять, это займет очень много времени.

— Можете раскрыть свои планы по сценарной работе на ближайшее время?
— Про планы говорить не хочу. Не из суеверия, честное слово. Есть отрицательный опыт, однажды я рассказал в интервью про будущий фильм и после публикации был очень тяжелый разговор с продюсерами. О коммерческой тайне и прочих совершенно непонятных и потому пугающих меня вещах. Поэтому скажу так, смотрите на экранах страны.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram