«Всё, во что ты навеки влюблён, / уничтожит разом / тысячеглавый убийца-дракон. / Должен быть повержен он! / Сильнее всяких войн / воля и разум! Воля и разум!» Эта песня является, пожалуй, главным хитом русского металла. Композитор и гитарист Андрей БОЛЬШАКОВ написал её в 1986-м, ещё будучи в составе группы «Ария», и затем исполнял её в составе группы «Мастер». А в этом году дебютировала новая группа с участием Большакова и других старичков отечественного рока, которую они так и назвали – «Воля и разум».
Песни старые – прочтение новое
– Андрей, сердцевину вашего репертуара составляют антивоенные песни, написанные вами вместе с поэтом Александром Елиным в восьмидесятых. Какой смысл вы вкладываете в них сегодня?
– Антивоенные песни, говорите? Тут как посмотреть. Есть войны неправедные, а есть – праведные.
В позднем СССР существовал своего рода заказ на антивоенную тематику. Залитовывать (согласовывать с цензурой. – Прим. «АН») тексты было очень непросто, и антивоенная тематика нас выручала. Тогда эти песни звучали просто как гуманистические, а теперь обрели новое прочтение.
«Война им кажется игрою, она приводит их в экстаз» – эти строчки сегодня я проецирую на Зеленского и на Североатлантический блок, который подогревает конфликт. Или взять текст нашей песни восьмидесятых годов «Берегись», написанный Ниной Кокоревой:
Свaстикa – символ новой чумы,
У руля бесновaтый мaньяк,
И юнцaм будорaжит умы
Гром побед сaмых первых aтaк.
Режет Европу фaшистскaя стaль,
Словно воскресный пирог.
Сверхчеловеку зaменит морaль
Топот aрийских сaпог.
Kнигa истории – долгий рaсскaз,
Сотни кровaвых томов.
Будь осторожен: видны и сейчaс
Отблески страшных костров.
– Актуально!
– Ещё как. Я полгода жил на Украине в 2019-м и лично видел нацистов. Много нацистов. На 9 Мая они устроили марш по Крещатику с факелами в память о дивизии СС «Галичина». Орали «зиг хайль», вскидывали руки. Я всё это видел, поэтому не нуждаюсь ни в каких пояснениях. Не мы развязали всю эту канитель, а они. Если бы Россия затянула с принятием решения, то ЛНР и ДНР были бы стёрты с лица земли.
Когда я играл в группе «Мастер» (с 1986 по 1993 г. – Прим. «АН»), более половины наших концертов проходили на Украине. Мы видели великолепную страну, чудесных, гостеприимных людей. А теперь всё изменилось. Я искренне сожалею оттого, что случилось с этой страной. Нацисты, антироссийские надписи на стенах… Это просто слёзы. Верните мне Украину – ту, которую я люблю. То, что сейчас, – не Украина, это что-то другое.
Я хочу жить с Украиной в мире, но Украина не хочет. Впрочем, Зеленский ничего не решает. Конфликт бы давно уже прекратился, если бы в Вашингтоне сказали Зеленскому сесть за стол переговоров. Послушно сел бы, как Бобик. Стоит Западу перекрыть Украине кислород в смысле поставок оружия – и всё, войны нет. Но, увы, любовь с Западом у нас не состоялась.
– На мой взгляд, текущие события актуализировали вашу песню «Встань, страх преодолей»: «Кто сказал, что страсть опасна, / доброта смешна, / что в наш век отвага не нужна? / Как и встарь, от ветра часто / рушится стена. / Крепче будь – и буря не страшна».
– Да, СВО вернула моду на героизм. Я лично знаю нескольких, кто ушёл на фронт. Причём один из них – крупный бизнесмен. Прислал мне фото с передовой. Я даже не поверил сперва, пишу ему: «Что за бутафория?» Оказалось, и вправду передовая. Говорит, люблю свою страну, поэтому нахожусь здесь.
Стопроцентный «ватник»
– Недавно я спросил вашего коллегу, Дмитрия Варшавского из группы «Чёрный кофе», должен ли артист высказывать своё отношение к СВО. Дмитрий ответил жёстко: если артист не высказывается – значит, он притаился и ждёт, чем всё кончится.
– Отчасти соглашусь. Часто рассуждают так: музыка, мол, вне политики. Нет, такого не может быть. Во всём мире кто-то поддерживает Россию, кто-то поддерживает Украину, это неизбежно. Искусство не может быть вне жизни своей страны, не может отстраняться от участия в ней. Ты живёшь в прекрасной стране Россия, и случилось так, что у неё война с прекрасной страной Украина (которая теперь не прекрасная, а бандеровская), – у тебя должно быть отношение к этому.
Я знаю одну российскую группу: они против СВО, но публично не говорят об этом и продолжают зарабатывать деньги. Оказались похитрее другого известного музыканта, который сейчас в Израиле. Проехал по Израилю пару раз, спел свои хиты – и всё, гастролировать ему теперь негде. Выплёскивает злобу на Россию: мол, страна – дерьмо, люди у нас – дерьмо. А я считаю, он сам дерьмо. Когда они говорят, что «покинули Рашку», хочется возразить: ещё кто кого покинул. Мы от них очистились.
Что касается конкретно моей позиции, то заявляю категорически: я за Россию, я за Путина, я за СВО. Я «ватник», стопроцентный путинист, всегда голосовал за него, все пять раз. Кто-то говорит, один голос на выборах ничего не значит, а я так не считаю. Для Путина он, возможно, ничего не значит, а для меня – значит.
– Внутренняя политика вам тоже по нраву?
– Знаю, многие недовольны повышением пенсионного возраста. Да, это болезненно. А кто работать будет, если в стране столько пенсионеров? Мы что, коллапса хотим? Понятно, всегда хочется, чтобы жизнь была лучше, а ведь она бывает не только лучше, но и хуже. Давайте вспомним, с каким наследством Путину пришлось иметь дело: страной правили ельцинская семья и семибанкирщина. Мол, Володя, мы тут главные, делай как мы тебе скажем. Нет, так не будет, решил он. Ему досталась ельцинская администрация во главе с Волошиным, но Путин сумел победить. Гусинские, Березовские и т.д. уехали далеко и надолго.
– Поддерживаете ли вы выдвинутые Путиным условия для заключения мира с Украиной?
– Разумеется. ВСУ должны покинуть территорию наших новоприсоединённых регионов. Да и кто я такой, чтобы принимать решения о мире? Я не политик, я на гитаре бренчу. У нас есть Верховный главнокомандующий, есть Министерство обороны, в котором сейчас проходят чистки, чему я очень рад. Государством руководят профессионалы – им и решать. Та сторона восклицает: мы не можем проиграть эту войну! И что Путин должен им ответить? «Договорились, вы не можете проиграть, а мы можем» – так? Это немыслимо.
Вы вот сейчас сказали – «мир с Украиной». Но ведь понятно, что воюет против нас не Украина, а Запад её руками. Все всё понимают. Украина не имеет ничего своего, её советские запасы давно бы уже истощились. Чокнутые украинские националисты утверждают, что мы не один народ, и бесполезно объяснять им: Крещение Руси, Киев, малороссы… Но там есть и здравомыслящие люди. Люди, которые понимают: Украине эта война на фиг не нужна.
No Sex?
– Андрей, вы счастливчик: отсутствовали на сцене тридцать лет, а вас прекрасно помнят, любят, ходят на ваши концерты. Почему, кстати, вас так долго не было?
– Я покинул сцену в 1993 году, потому что та жизнь привела меня в тупик. Каждый день пьянство, доступные женщины, разрушенные гостиничные номера. Sex, drugs, rock&roll, короче. Девиз был такой: море не выпью, но выпью сколько смогу. Живи быстро – умри молодым. В результате на меня накатила депрессуха, я задыхался. Мне стало ясно: если я не уйду, это убьёт меня.
А недавно вернулся, потому что стало одиноко. Но во всём этом теперь не участвую. Угар на сцене – да, но после концерта – спать. А раньше было продолжение такое, что мама не горюй…
– Я обратил внимание на ваш статус в социальной сети: «No sex, no drugs, only rock&roll!» (нет сексу, нет наркотикам, только рок-н-ролл. - Прим. «АН»). Почему no drugs – понятно, но почему no sex?
– Разумеется, я не против секса. Но я против беспорядочных связей. А вообще монахом я не стал, так что с этим всё в порядке (смеётся).
– Поскольку песню «Воля и разум» вы написали в составе группы «Ария» и поскольку впервые она была записана для «арийского» альбома, эта вещь входит в репертуар «Арии» и у большинства слушателей ассоциируется именно с ней. Создав новую группу и назвавшись «Воля и разум», вы с коллегами бросили вызов «арийцам»?
– Нет, я не хочу, чтобы это так воспринималось. И «Ария», и «Кипелов» недосягаемы. Я ушёл из «Арии» в 1987-м, с тех пор вся жизнь прошла. И вообще про эту группу мне лучше ничего не говорить, потому что для многих это священная корова. Мои слова в таких случаях переиначиваются, и в Интернете поднимается шквал негатива в мой адрес. Недавно я позволил себе заметить, что у нас на сцене движуха, мы носимся по сцене, угораем, а эти стоят на месте. Мне, говорю, такое скучно – просто стоять и дёргать струны. И тут среди «арий- ских» поклонников та-акое началось…
Кстати, никогда не читаю комментариев в Интернете. У меня не хватает времени на тех, кто меня любит, – не буду же я тратить его на тех, кто меня не любит.