Если взглянуть со стороны на кинофестивали, которые идут в нашей стране, то может показаться, что они все одинаковы. Но если разбирать каждый по отдельности, то становится понятно, что у любого кинофорума есть свое индивидуальное лицо, неповторимая энергетика и определенная задача. Поэтому кинофестивали — это не только показы новых фильмов и спектаклей, не только возможность блеснуть новыми нарядами на красной дорожке.
Культурное событие, которое проходит раз в год, в том или ином российском городе, это уникальная возможность повлиять на социальный климат и вызвать сильную реакцию в обществе. Подготовка к кинофестивалю — это особый ритуал! А его проведение — настоящая магия!
Как создать такой значимый, масштабный кинопраздник, сколько подводных камней и сложностей существует в формировании темы, создания, финансирования, освещения фестиваля, рассказывает продюсер Сергей Новожилов. Сергей Владимирович — известный в России продюсер, основатель множества российских фестивалей театра и кино, организатор кинопроцесса и фестивального движения.
— Сергей Владимирович, за долгие годы работы в области проведения кинофестивалей у вас накопились уникальные знания. Может есть желание поделиться тем, что вы узнали в процессе работы, например, набрать специальный курс на Мосфильме?
— Меня иногда просят провести мастер-класс для студентов — кинематографистов, и в московском Доме кино я это делаю, но постоянно читать лекции не могу. У меня больше десяти фестивалей в году, иногда двенадцать, иногда пятнадцать, занятость колоссальная, поэтому, считаю, чтобы постигнуть все азы фестивальной профессии — надо ходить за мной и записывать (смеется). Соглашусь, что в этом направлении, к сожалению встречается дилетантство и шапкозакидательство, мол, что за премудрость, фестиваль провести. Но на самом деле, это большая и сложная работа. Тут нет мелочей, важна буквально каждая деталь, и транспорт, и встречи в аэропорту или на вокзале, и размещение гостей и участников.
Главная специфика, постоянные изменения, что-то уходит из-за несвоевременности, например, но на этом месте тут же появляется множество новых вводных данных.
Так что, сидеть в аудитории и слушать о том, что было вчера, сегодня уже может оказаться не актуально.
— Бюджеты фестивалей не такие уж большие, а вам удается заманить самых известных и популярных актеров. Есть какая-то специальная технология?
— Одна из важных составляющих любого фестиваля — культурная программа. Чем она хороша, например, на Северном Кавказе? Там можно много куда поехать, и есть что посмотреть. Как считает обыватель, нашим артистам ничего кроме денег не нужно, но выяснилось, что многие актеры готовы многим поступиться, ради интересных впечатлений и знаний. Сами они, возможно, никогда бы не посетили такие места, куда мы их вывозим.
Поэтому, когда вы ищете территорию для фестиваля, нужно смотреть географически, что есть рядом, чем может быть интересен тот или иной регион? Культурная программа, на новых для гостей фестиваля территориях, это и есть то, что во многом уменьшает гонорарную часть. А если все хорошо организовано, артистам реально было интересно на фестивале они готовы договариваться о снижении ставки, потому что их обязательно пригласят снова на фестиваль. Безусловно благодаря многолетней договоренности мне удается привозить на свои фестивали только исключительно популярных и талантливых артистов.
— В прошлые годы вы проводили потрясающие кинофорумы в Латвии. В связи с политическими изменениями фестиваль отменен?
— Сейчас нас там никто не ждет, и наверное, в Прибалтике вся эта нестабильная ситуация не скоро разрешится. Жизнь постоянно меняется, мы едем туда, где нас ждут. Повторюсь у нас очень много фестивалей в России: в Тобольске, Благовещенске, Липецке, Волгограде, Новороссийске, Нальчике, Кстово, Дзержинске и два зарубежных, но это места, в которых нас с удовольствием ждут.
— Организовать масштабное культурное мероприятие, найти финансирование, провести — это одно направление, а вот как быть с освещением событий? Есть тут какая-то специфика?
— Специфика освещения того, что сегодня существует в культуре, конечно, имеется.
Для освещения программы фестиваля необходимо привлекать серьезных авторов — критиков, киноведов, театроведов. И ставить перед ними задачу, чтобы они писали аналитические статьи, разбирающие спектакли и фильмы.
Если говорить о серьезном, аналитическом обзоре, как правило, это касается специфических печатных изданий культуры. В советское время выходили «Советский экран», в котором писали статьи о кино. Было еще более серьезное издание «Искусство кино», для киноведов и драматургов. В то же время существовал «Спутник кинозрителя», в котором простому зрителю подавалась критическая информация о выходящих на экраны страны фильмах. «Литературная газета» и газета «Культура» способствовали формированию стандарта статей об искусстве.
Сейчас время другое, мы прекрасно понимаем, что молодежь находится в социальных сетях, и это не может не сказаться на специфике работы.
Мне очень понравилось, как в прошлом году в Кирове, когда проходил фестиваль «На семи холмах» продвигалось все, что было связано с этим событием в городскую, информационную среду. Например, Кировский театр распространил и продал все билеты на спектакли, не зависимо от жанров, через свои ресурсы. Там есть уже своя аудитория, видимо сформированная годами, которые приходят в театр на различные события, они также пришли на открытие фестиваля.
У нас были заполнены залы, не только на спектаклях известных артистов, но также пришла публика на молодые таланты, во многом благодаря работе молодых блогеров. Вообще, все, что касается молодежного контента — все формы рекламы хороши. Для молодой аудитории сложно искать форму подачи материала, скорее здесь стоит обратить взор в сторону блогеров и не опускаться до расхожего молодежного, порой уличного сленга.
— Насколько сложно отследить блогеров и журналистов в разных регионах на предмет корректной подачи информации? Или вы за этим не следите?
— Журналисты, как четвертая власть, играют большую роль в пропаганде того интересного, что на сегодняшний день есть. Мы пытаемся привезти лучшие фильмы, лучшие спектакли, в которых нет пошлости, мата, нецензурной брани. Привозим фильмы, которые творчески освещают актуальные проблемы сегодняшнего дня и дают какую-то поддержку и позитив. Я не могу всех отследить, но всегда призываю журналистов не уподобляться писакам из желтых изданий, не сосредотачиваться на «клубничке» и не перетрясать в своих статьях «грязное белье».
То есть работать так, как работали их коллеги в советское время. Артисты и режиссеры были небожителями, о них сплетни и слухи ходили, они будут всегда, но не было сосредоточения на закрытой, личной жизни. Говорилось больше об искусстве, о новых проектах, о творческих поисках, поэтому всегда прошу тех журналистов, которые пишут о культуре не заниматься личной жизнью гостей фестиваля (для этого есть другие издания), а писать и разбирать произведения искусства. Безусловно, это очень сложно.
В Кирове на фестивале «На семи холмах» состоялся медиафорум, на котором я адресовал и нашим московским и региональным журналистам и блогерам, этот посыл.
Могу определенно сказать, что мы очень жестко отсеиваем журналистов, которые работают в подобных изданиях. На будущее может быть, стоит привезти для наших журналистов кого-то из профессиональных критиков, пишущих о кино или театре, чтобы они рассказали, как анализировать произведения искусства.
Эта школа утеряна, на мой взгляд, потому что ушло целое поколение профессионалов в нашей среде, те кому доверяли, к кому прислушивались. Я сам десять раз подумаю, к чьему мнению можно прислушаться, так как в медиасфере много ширпотреба. Профессионалов от искусства, тех кто адекватно разбирает произведения исходя из реалий сегодняшней жизни осталось совсем не много...
— За город Киров можно только порадоваться.
— Я сейчас говорю не о конкретном фестивале, это положительный пример. Я считаю, что, в целом, нам не хватает правильной подачи того, что мы привозим и пропагандируем хорошее, качественное искусство. И очень активно думаем над тем, как сделать, чтобы это искусство было интересно и доступно, прежде всего, молодежной аудитории в любом городе. Мы столкнулись во время проведения СВО с отсутствием идеологии, потому что было великое советское искусство кино и театра, а потом случились перестройка и девяностые и всё разрушилось. Фраза расхожая, но разрушать легко, а создавать и восстанавливать очень сложно.
Помимо задачи в плане освещения фестиваля сегодня появилась новая насущная потребность — формирование идеального героя. Она стоит и перед кинематографистами и деятелями театра, но повторяю это сейчас история поиска. Никто вам не скажет, что все готово и принесет нового героя на блюдечке.
— Вы уже сказали о появляющихся новых вводных данных в специфике фестиваля, озвучили первостепенную задачу — поиск нового героя. А теперь у вас появилась новая форма фестиваля. Производственный фестиваль «Антарес», как считаете, насколько хватит запала делать кинофорумы именно на такую тему?
— Это зависит от решения основных организаторов «Ассоциации безопасности», а я очень рад, что мы нашли друг друга. «Ассоциация» предложила делать этот фестиваль и, я вижу, что организаторы относятся к созданию кинофорума серьезно. Могу только приветствовать это стремление.
Очень надеюсь, что им понравится первый фестиваль и он станет традицией, поскольку «Ассоциация» ни от кого не зависит, только сама от себя. Мне нравится это сотрудничество. Первый удачный опыт у нас был в декабре 2023 года, мы посмотрели, как все идет, учли какие-то ошибки, недочеты, сделали выводы. «Ассоциация» охватывает всю страну и заинтересована, в том, чтобы тема человека труда появлялась в кино, как можно чаще.
И если с темой безопасности все понятно, то человек труда ушел из нашего кинематографа. В советское время были прекрасные картины на производственные темы, та же «Премия», например. У Шукшина все фильмы о рабочем человеке, довольно много режиссеров работали с этой темой. Человек труда он интересен, современен и нам не хватает героя именно из таких людей.
Уже ни для кого не секрет, что у нас в производстве «кадровый голод». Не хватает квалифицированных специалистов рабочих профессий. Если, благодаря этому фестивалю, производственное направление в кинематографе будет постепенно подниматься и развиваться, то считаю, говоря современным языком — мы будем в тренде.
Анжела Якубовская специально для «Аргументы недели»