Волонтёрское движение в России давно во многом является в России движущей силой. Сколько неожиданных инициатив стало нормой поведения - помощь детям, пожилым, нуждающимся, животным. Когда судьба бросает вызов, самое время сплачиваться и помогать. Помним, как в пандемию волонтеры кормили врачей, навещали одиноких стариков, покупали и передавали редкие лекарства по всей стране. Когда в дом постучалась война, наши неравнодушные граждане начали собирать помощь солдатам, мирным, проживающим в зоне боевых действий, переправляли лекарства в госпитали, привозили питание в отдаленные села, спасали брошенных животных.
Александр Милованов живет и работает в Тольятти. Он глава федерации Самарской области и судья по абсолютному реальному бою. С марта 2022 г. с командой единомышленников помогает 3-й отдельной гвардейской Краснознаменной орденов Суворова, Жукова и Кутузова бригаде специального назначения, которая базируется в родном городе. С самого начала СВО подразделение выполняет боевые задачи вдоль всей линии фронта. А Милованов собирает и отправляет грузы, чтобы помочь бойцам сносить тяготы службы и приблизить Победу. Там же служат родственники Александра Николаевича.
50 фур не считая "Газелей"
С чего началось деятельность по подготовке грузов?
2 марта 2022 г. в Сочи проходило первенство России по абсолютно реальному бою. Я судил соревнования. После работы в гостинице прилег отдохнуть. Позвонил знакомый офицер: “У нас здесь колонны потерялись. Есть нечего, кроме сухпайков. Спим в снегу”. Когда вернулся в Тольятти, начал обзванивать знакомых коммерсантов, друзей. В результате уже 6 марта 2022 г. был сформирован первый конвой - два двадцатитонных КАМАЗа пошли в сторону наших ребят.
Какой груз возили первое время?
Изначально набирали продовольствие, форму и термобелье. Когда МО начало закрывать определенные потребности, мы стали поставлять антидроновые ружья, дроны, дизельгенераторы, бензопилы, гвозди, приборы ночного видения.
А сейчас что в приоритете?
Наши ребята-разведчики работают по всей территории ЛБС - в тылах у противника, не на передке. Заходят на территорию Украины. Сухой паек, который им положен, тяжелый. Поэтому в Питере закупаем сухие супы - и харчо, и солянка, и борщ. Их только надо залить водой. Фитнес-батончики привозим. Вес у них легкий, а протеина много. Дают энергию. В данный момент не хватает разведывательных дронов и окопного РЭБа.
Машины «Нивы» начинаем отправлять. Когда новые, а когда и те, которые были на вазовских испытаниях - завод их нам отдаёт. Они же все ухоженные, в хорошем состоянии.
Если смотреть по объёмам, отослали 50 фур, не считая "Газелей". Раз в неделю 1-2 "Газели" уходит с посылками от родственников и срочными товарами. Есть вещи, которые надо из рук в руки передавать.
Что повезет ближайший конвой?
Завтра как раз уходит. Закупили ранцы с РЭБом, которая подавляет сигналы беспилотников. Когда будут эвакуировать раненых с поля, то включат оборудование, чтобы не попасть под атаку дронов. Если это покажет эффективность, будем закупать дальше. В нашем подразделении три Героя России посмертных, три - живых. Крайний, он снайпер, был ранен. В интернете есть видео, где украинский дрон его выслеживал. И человек притворялся убитым два часа, чтобы украинцы его не добили. Когда его эвакуировали, стало еще прилетать, но не попало. Человек остался жив. Это было дней 10-12 назад. Наши всех вытаскивают.
Свой-чужой
Встречались ли люди, которые вам отказывали в помощи бойцам?
По моим наблюдениям, когда все началось, общество разделилось 50 на 50. После мобилизации понимания стало больше. На моей памяти было всего два случая. Как-то ко мне пришел один знакомый бизнесмен, зарабатывает неплохо. Говорит: “Николаич, отгрузи мне металл. Бухгалтер в отпуске, выйдет - оплачу”. Я ему в ответ: “Не вопрос. А давай ребятам поможем”. Он мне: “Я пацифист”. Пришлось сказать ему, кто он на самом деле.
Многие коммерсанты помогают, а кто-то и наживается. Отдельные поставщики продают всё втридорога. При этом публично заявляют о том, что помогают фронту. Движки для дронов по 32 тысячи рублей, брал 20 штук. Если 200 брать, то может по 28 тысяч будет. А есть, кто продаёт их же по 70.
Но в целом отказа нет. Люди понимают, что надо помогать. Вот, например, Наташа Жиляева, она в нашей части был поваром. В Сирии служила, там готовила. Вышла на пенсию. Сейчас ей 56 лет. Она на пару с мужем целую тонну капусты нашинковала и засолила для ребят!
Есть люди, от которых помощь сами не принимаете?
С незнакомыми бабушками стараюсь дела не иметь. Вдруг диверсия или несвежие продукты? Были же случаи, когда солдат травили. А лаборатории у меня нет. Или мало ли что подбросят? Помните в Тверской области две "Газели" с гуманитаркой взорвались? Подложили что-то в груз.
А вот в апреле 2022 года пришла одна бабушка 85 лет. Принесла деньги в помощь ребятам - 150 тысяч. Присмотрелись - поговорили. Оказалось, что она очень плохо видит - катаракта на обоих глазах. Мы не хотели брать у неё пожертвование, неудобно. Большие деньги же. На месте отказаться не удалось. Решили после пойти и вернуть всю сумму. Пришли к ней с нашим начальником штаба, полковником, принесли конверт: “Бабушка, спасибо!”. Она наощупь всё проверила и говорит: “Одному уже костылем обещала дать и вы получите”. Мы подумали, что можем сделать для неё. И придумали - оплатили операцию на глазах. Схитрили, сказали ей: “Бабуль, деньги назад не берешь, государство тебе операцию сделает”. Сейчас бабушка видит.
С какими проблемами при организации конвоев сталкивались? Было много сообщений, что наша таможня тормозит грузы.
И поставщики подвести могут. Через одного парня из Тольятти, который в Китае давно живет, закупили дроны. Три месяца назад оплатили, на днях груз пришёл. Начинаем разбирать комплектацию. Смотрим, в шести не хватает моторчиков. Якобы забыли. Звоню этому парню в Китай. Он: “Александр Николаевич, извините, в течение 12 дней дошлем”. Да и так затянули. Я же понимаю, что в Китае Новый год в феврале. Они празднуют.
С таможней бывает по-разному. Например, когда первый груз приехал, то месяц пролежал. Вроде какая-то проверка была. Или другая история - есть знакомые ребята в Калининграде. Они по нашей просьбе на польские паспорта закупали у немцев беспилотники "Мавики" якобы на сторону украинцев. Бэушные, но в хорошем состоянии у охотников, егерей, лесничих. Мы потом перепрошиваем частоты. Пришло 9 дронов. Таможня в Калининграде тормознула. Какое-то недопонимание с их стороны произошло. Может думают, что мы деньги на этом зарабатываем? Позвонили исполнителю и задали вопрос: “Вы, наверное, не хотите, чтобы мы победили в СВО?”. Пришлось даже подключать прокуратуру, которая надзирает за этой таможней. Есть у нас такой ресурс. Через день груз был в Москве.
А у кого нет такого ресурса, как быть?
Значит тяжело будет. Многие должностные люди, кажется, так и не понимают, что сейчас происходит.
У незнакомого посёлка на безымянной высоте
Каким образом связываетесь с людьми, чтобы узнать их нужды?
Здесь секрета нет. Когда бойцы уходят на боевую задачу за линию фронта, у них есть рация с определённой частотой. А когда возвращаются, мы подключаемся через Telegram. Если нужна экстренная связь, то еду в часть. Командиры сами связываются с ребятами на местах, выясняют, какие проблемы. А потом заявочки нам кидают.
А как с навигацией в зоне боевых действий? Карты могут быть неактуальными. Есть ли риск попасть на позиции врага?
Мы Apple не берём, все телефоны на базе Android. Закачаны карты нашего приграничья и Украины. А поскольку это военные карты, то к спутнику они не привязаны. Мы уже знаем точки, где могут стрелять, и где нельзя останавливаться. Когда ездим на ЛБС в подразделение, по пути если встречаемся с ребятами, проходим мимо друг друга, чтобы не спалиться. А в назначенном месте передаём груз. Ждунов там, конечно, очень много. Информация сливается. Ребята спецназовцы охраняют районы и в гражданском секторе.
Как с безопасностью в дороге обстоит дело?
Нас, конечно, инструктируют. Да и народ наш опытный, кто-то раньше воевал. Ездим за ленточку по распоряжению мэра Тольятти как волонтеры от города. Берём в мэрии маршрутный лист и вперёд.
В СМИ освещались скандалы с продажей гуманитарной помощи. Сталкивались ли с чем-то похожим?
Я-то сам всегда присутствую при погрузке машин. Командую: это в ту "Газель", это - в ту, туда - столько. Грузы из рук в руки передаем. У меня же там родные служат, мои спортсмены, с командованием в тесных отношениях. Я точно знаю, что всё доходит до парней, у нас надёжные сопровождающие.
Вы регулярно общаетесь с бойцами. Как настроение у ребят на фронте?
Сначала точно никто не понимал, что происходит, во что выльется. Даже ребята на местах не всё осознавали. Устали, конечно. Но крайняя поездка показала, сейчас настроение у наших бойцов намного лучше. Есть, конечно, проблемы в передвижении, где-то дроны мешают. Но дух иной. Отличается от того, что был даже год назад. И раньше-то мужики говорили: “Мы победим”. А сейчас все намерены просто идти до конца, если нас не остановят.