Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Интервью 13+

Спасибо, «девочка Рембо»

, 09:42

Спасибо, «девочка Рембо»
На снимке: Светлана Елфимова где-то в ДНР.

Светлана Елфимова благотворительной помощью занимается уже более десяти лет. Началось все с участия в акциях поддержки детдомовцам, малоимущим. В 2014 году включилась в движение по опеке беженцев с Донбасса. Когда началась СВО, помогала раненым, которые доставлялись в Ярославский гарнизонный госпиталь. В зону СВО с целью доставки гуманитарных грузов начала ездить с марта 2022 года. Сегодня на ее счету уже десять таких поездок. Свою специализацию на доставке грузов к линии боевых действий Светлана объясняет тем, что это наиболее сложное дело.

- Часто бывает так, маскировочные сети изготовлены, собраны медикаменты, продукты, бронежилеты, спальные мешки и прочая гуманитарка, а доставить все это некому, - говорит Светлана.

- С чего обычно начинается подготовка к поездкам?

- Прежде всего выясняю нужды подразделений, которые зависят от их дислокации, а также принадлежности их к добровольческим формированиям или Министерству обороны РФ. Некоторые военные стоят поблизости от крупных населенных пунктов, и бойцы могут купить все необходимое в магазинах от продуктов до генераторов. Другие расположены так, что лишены подобной возможности. К тому же нередко возникают форс-мажорные обстоятельства, то есть срочный, адресный запрос, на который надо реагировать. Например, понадобились запчасти к машинам, которые невозможно купить и которыми не располагают тыловые службы. Собираю, что требуется, выстраиваю логистический маршрут, позволяющий разбросать по точкам груз. Бензин, или дизельное топливо составляют очень существенную, если не главную часть затрат, необходимых для доставки помощи бойцам. Первое правило, которым руководствуюсь: стоимость ГСМ не должна превышать стоимость груза. Если понимаю, груз дешевле, откладываю поездку, собираю больше гуманитарки в расчете использовать в случае необходимости более габаритную машину. Когда понимаю, что все сложилось, начинаю искать транспортное средство нужного мне тоннажа. Это далеко не просто. Потому что те машины, которые сейчас у нас периодически ездят в ДНР, ЛНР, к примеру, от сообщества «Мобилизованный Ярославль», это транспорт таких же, как и волонтеры, они постоянно ангажированы, ездят на своих машинах. К примеру, раз месяц в ДНР, раз в месяц в ЛНР, они физически не могут ездить чаще, они ведь где-то работают, должны себе зарабатывать на жизнь и на помощь бойцам. Начинаю искать среди своих друзей. Допустим, мне говорят, сейчас не можем, а вот через пару месяцев – готовы помочь. Мне машина нужна раньше. Военнослужащие ждут, когда я им привезу необходимое. Ищу другие варианты. Для того, чтобы поездка состоялась, нужно совпадение нескольких факторов: чтобы нашелся человек с машиной, который сумел бы договориться, чтобы его отпустили с работы, чтобы он ездил не так часто к месту боев, потому что дорога очень сложная, изматывающая, тут через день не наездишься даже если горишь желанием – словом, круг тех, кто может помочь доставить гуманитарный груз к линии СВО, очень узкий. Конечно, можно нанять машину, есть люди, которые зарабатывают на доставке грузов.  Но они, как правило, просят вдвое больше, чем нам обходится дорога. К таким обращаюсь, только в том случае, когда поиски других вариантов завершаются ничем.

- Наверное, вам ваша деятельность дарит не только минуты, когда охватывает кручина, но и радости? Интересно чего больше?

- Конечно, радостных моментов. Взять ту же проблему с доставкой грузов к линии СВО. Спасибо ярославцам Алексею Соколову и Василию Котомину.  Не один раз они меня выручали, причем, когда казалось: все – тупик!   Откладывали свои дела, не жалея своих машин, отправлялись вместе со мной в опасные поездки.  У нас замечательный народ! Бабушки из ярославской глубинки сушат сухари для бойцов, вяжут носки, изготовляют суповые заправки, женщины, мои сверстники, пекут домашнее печенье в больших объемах, которое я потом отвожу солдатам. Шьют трусы, варежки, изготавливают маскировочные сети, жертвуют последнее на закупку лекарств и многое другое, что необходимо для бойцов. У меня сын-школьник. Он помогает мне во всем.  И администрация школы, в которой учится сын, тоже участвует в волонтерском движении. Да,  и дети не остаются в стороне. Они много что делают. К примеру, свечи для обогрева. А их письма в поддержку солдат – очень эмоционально воспринимаются в окопах и блиндажах. Думаю, в волонтерское движение у нас в Ярославской области, вовлечены никак не менее трех тысяч человек. Это говорю об активе, а если в целом – это десятки тысяч ярославцев.

- Для того, чтобы оказывать действенную помощь участникам СВО, нужны постоянные контакты с ними. Хорошо знать обстановку на фронте.

- Начинала я, конечно, как и многие другие с нуля.  Сейчас обросла существенными связями. В моем досье сотни телефонных номеров командиров подразделений и просто бойцов. Редкий день обходится без контактов с участниками боев.  В новый год завалили поздравлениями с передовой. «Света! С праздником всю вашу команду! Счастья и успехов!» «Света, передай поклон за сухофрукты! Варим компоты, добавляем в чай! Да и так просто грызем. Спасибо тем, кто сделал их!»  «С новым годом! Спасибо,  девочка-Рембо!» Приятно получать подобные поздравления.  Они не только мне, всем моим помощникам.

- Какие поезди к линии боевого соприкосновения СВО были самыми сложными? Опасными?

- Самыми сложными в морально-физическом плане были две последние предновогодние поездки.  Подробностей не будет – они, как говорится, не для эфира. А самой опасной оказалась поездка в августе. Тоже без подробностей.

- Судя по всему, не обходятся без происшествий?

- Как-то с товарищем погнали машину в ДНР. По договоренности назад в Ярославль нас должен был забрать один человек, но он уехал, не дождавшись. Мы не знали, как быть.  Что делать?  И тут на наше счастье звонит депутат Ярославской областной думы Максим Вахруков и спрашивает: «Как вы там? Доставили гуманитарку?» Объяснила в каком незавидном положении оказались. И вдруг слышу неожиданное: «Ждите, я за вами приеду. Я сейчас в Воронеже нахожусь по делам». И приехал! Забрал! И не только забрал, но и встретился с бойцами, поинтересовался, чем можно помочь им. В чем нуждаются. Те рассказали, что им нужен гражданский джип «Нива».  Через несколько месяцев мы пригнали им ее!  

- Что наиболее всего необходимо вам в волонтерской работе?

- Наверное, машина. Часто на обычном троллейбусе или автобусе приходится доставлять на склад гуманитарку. Не будешь же каждый раз напрягать друзей!  Большая радость, что теперь в моем распоряжении есть настоящий склад! Он появился благодаря участнику чеченской военной кампании, бывшему спецназовцу Василию Бобкову. Раньше груз свозила в свою не такую уж и большую квартиру.

- В последних сводках с СВО сообщают, что в городские застройки Авдеевки, благодаря смелому и неожиданному маневру, первыми вошли бойцы штурмовой бригады «Ветераны». Вы не встречались на полях СВО с кем-то из бойцов этого подразделения?

- «Ветеранам» пригоняла ПАЗик – подарок от одного из ярославских пассажирских автоперевозчиков. Хорошо знаю бойцов и из 287-й ОСБ, которые сейчас тоже штурмуют Авдеевку. Этой бригаде мы доставили УАЗ. Горжусь бойцами, восхищаюсь. В штурме Авдеевки и те и другие демонстрируют свои лучшие качества. Восхищаюсь ими. И, конечно, переживаю.

- Сколько тонн груза за время своего волонтерства доставлено вами участникам СВО?

- Не подсчитывала. Не тот показатель.  К примеру, дрон весит всего немного, но доставка одного БПЛА - это десятки спасенных жизней. Или взять машины, которые мы подарили бойцам– разве их кто-то взвешивал? Мы пригнали за время СВО бойцам шесть автомобилей, которые используются ими для перевозки раненых, доставки боеприпасов и много чего другого.

Что на ваш взгляд надо сделать для того, чтобы повысить КПД волонтерской помощи?

- На полях СВО часто встречала волонтеров из разных субъектов РФ. И все сходятся на том, что нам не достает прямого диалога с властями, конкретного разговора о нуждах волонтерского движения, о том, как сделать его более продуктивным и сильным, как наладить прямое эффективное взаимодействие с государственными структурами, к примеру, по вопросам той же доставки гуманитарных грузов на передовую. Волонтеры люди открытые. Болеющие душой за дело, за нашу победу. Надо их послушать. Пришло для того время. Время обсуждения проблем, время качественного роста.

Когда снова в дорогу?

- Уже совсем скоро. Тороплюсь.  Есть в том срочная необходимость. Среди груза есть и дрон - нужная штука сейчас.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram