Легко любить Родину, когда у нее все хорошо и жизнь сытая и вольготная. Настоящий патриот проверяется в трудное для Отчизны время. Как воспитать настоящего патриота, который не сбежит при малейшей угрозе за границу? Есть ли в нашем обществе место сбежавшим? Что ждет Украину и кому достанутся ее земли? В чем заключается наша победа? Своими мыслями об этом делится ветеран легендарной «Альфы», Герой Советского Союза, генерал майор Геннадий Николаевич Зайцев.
Работает только личный пример
- Геннадий Николаевич, сегодня во время проведения СВО на повестке дня остро стоит вопрос о воспитании патриотизма у подрастающего поколения. Какое участие в этом принанимают ветераны «Альфа»?
- У нас есть множество подшефных школ и еще больше школ носят имя погибших сотрудников «Альфы». Этих школ много. Это означает, что мы постоянно проводим работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Но, к сожалению, я нигде не встречал реальной государственной программы по развитию патриотического воспитания. А она очень нужна! Поэтому наша ассоциация ветеранов специального подразделения «Альфа» по своей инициативе занимается этой проблемой. Проводятся уроки мужества, различные тематические беседы. Ассоциация работает с директорами подшефных школ. Мы вызываем их в Москву и проводим здесь двухдневные семинары, на которых рассказываем, как организовать в школах патриотическое воспитание.
- Что вы вкладываете в понятие «патриот»?
- Патриот – это человек, который безгранично любит своё Отечество, всё делает для того, чтобы оно процветало и, в случае необходимости, готов его защитить. Когда началась частичная мобилизация, много молодых людей призывного возраста сбежало в Казахстан, в Грузию. Многие из них в принципе не подлежали мобилизации и сбежали «на всякий случай». Президент наш сказал очень мудро: «Раз ушли, пусть там и остаются». Беглецов там приняли без особого энтузиазма. Никому не нужны люди, на которых нельзя положиться. Сейчас многие из них пытаются вернуться. Но теперь их и здесь не очень ждут. Те, кто не струсил, всегда будут косо смотреть на тех, кто сбежал, а потом вернулся, потому что стало безопасно или потому что там, куда они сбежали, им еще хуже. И это касается не только СВО. Патриотизм касается любого времени, и спокойного, и тревожного.
- Что должно делаться в первую очередь?
- В первую очередь этому надо учить, рассказывать и показывать на себе. Этого в школах, фактически, нет. Как можно быть готовым защищать Родину, если ты даже себя защитить не можешь? Доходит до смешного. Я выступал в школе и задал ребятам вопрос: «Кто утром занимается физической зарядкой? Поднимите руки». Сидело в зале более 100 человек, руку подняли всего 4. Все остальные сказали, что не знают, как это делать. Я им показал самые простые упражнения. Ребята сказали, что будут заниматься. Не знаю занимаются или нет. Но я им хотя бы показал. Почему им никто этого не показал раньше?
- А где сейчас ваш сын?
- Он закончил службу в звании полковника, уволился, работает уже «на вольных хлебах». Сейчас же очень просто делается и в ФСБ в том числе. Есть закон о прохождении воинской службы и для каждого звания определён «потолок»возрастной. Для полковника – 55 лет.
Единожды предав
- Появилось новое словечко в нашем языке. «Испуганные патриоты». Как к ним относиться? Понять и простить или относиться, как к трусам и предателям?
- Я лично таких людей прощать бы не стал и не буду. По одной простой причине: они сделали свой выбор осознанно. Они не хотели воевать за свою Родину. Они ее предали в трудный час. А предавший однажды, предаст снова. Когда у тебя в тылу такие люди, ты всегда можешь получить удар в спину. До победы им здесь делать нечего.
- Как вы думаете, что нужно для победы?
- Если мы будем наступать, то мы обеспечим переговоры для прекращения военных действий на наших условиях. И ускорим этот процесс. По моему мнению, нам надо присоединить к России еще Николаевскую, Одесскую, Харьковскую, Днепропетровскую области. Я так полагаю, Запад в Лице Польши, Венгрии и Румынии заберёт ту часть Украины, которую мы присоединили себе во времена Советского Союза. То есть, Западную Украину. От нынешней Украины останутся рожки и ножки. Но останавливаться на том, что мы уже освободили, нельзя. Нам надо в обязательном порядке присоединить к России южные области, в особенности те, которые находятся в акватории Чёрного моря.
- Чтобы отрезать Киеву выход к морю?
- Даже не Киеву, а Вашингтону. Ведь Америка, так же, как и другие страны, которые сейчас помогают Украине, ничего бесплатно делать не будут. По тому же ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны шла военная помощь нам со стороны Великобритании и США. Но она не была бесплатной. СССР и Россия расплачивались за нее после войны чистым золотом. И окончательно Россия рассчиталась с ними только в XXI веке. Они этого потребуют и с Украины. Но у неё нет денег, золота, я думаю, тоже. Экономика лежит в руинах. И вовсе не только от наших ракет, они ее разворовали и развалили сами задолго до СВО. Значит, рассчитываться надо будет землёй. И если мы не заберем южные области и промышленные центры, они все это за долги отдадут Америке. От Украины в любом случае практически ничего не останется.
- В чём должна заключаться роль СМИ на время проведения СВО?
- В правдивой информации. Это не значит, что нужно бегать по кладбищам и выискивать информацию о наших потерях. Потери во время военных действий и специальных операций не просто так засекречены Законом о государственной тайне. Сведения о них работают на врага. Правда - это правда о тех, кто воюет, кто героически бьет врага на фронте. Нужно показывать военные достижения конкретных военнослужащих, «героев сегодняшнего дня». Очень правильно, на мой взгляд, сейчас освещается награждение героев. Их награждают и прямо на передовой, и в госпиталях, и в Кремле. Министр обороны и сам президент жмут руку героям. И вся страна это видит, видит отношение первых людей государства к тем, кто рискуя жизнью, защищает Родину. А героев у нас много! Во время Великой Отечественной войны звание Героя Советского Союза получили около 11 тысяч человек. Звание героя Российской Федерации получили уже, я думаю, не менее 4–5 тысяч на сегодняшний день.
- Как вы считаете, что простые люди могут и должны делать для поддержки нашей страны в это непростое время?
- В годы Великой Отечественной войны находились граждане нашей страны, которые даже самолёт покупали на свои деньги и передавали его конкретному лётчику. То есть, материальная помощь фронту шла не только по государственной линии. Все для фронта, все для Победы! Это был не просто лозунг, а призыв в конкретным действиям. Я не говорю уже о том, что вязали носки, шарфы, шапки, рукавицы. И сейчас должна быть такая помощь. И она идет в огромном количестве. И это не упрек снабжающим фронт организациям, это признание участия всей страны в будущей победе. Лично я уже передал 700 тысяч на СВО. Я знаю, что на базе моей школы в посёлке Лямино Чусовского района Пермского края женщины плетут маскировочные сети и отправляют на фронт. Если у тебя нет денег, если ты не можешь плести сети, то просто напиши письмо солдату. Это тоже помощь, она поднимает настроение и дух нашему войску.