Аргументы Недели → Интервью 13+

Герой России Максим Шоломов: Господь Бог нас берег - неоднократно были такие моменты, что просто чудом оставались живы

, 12:35

Герой России Максим Шоломов: Господь Бог нас берег - неоднократно были такие моменты, что просто чудом оставались живы

Он остался без обеих рук, единственный участник СВО из Свердловской области, удостоенный звания Героя России при жизни.

В этом году 30 сентября в России установлена новая памятная дата — День воссоединения ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей с РФ. Максим Шоломов в зоне специальной военной операции (СВО) не раз видел смерть, поэтому умеет ценить время. В сентябре 2022 года в тяжелейшем бою подполковник Шоломов лишился обеих рук, при этом сохранив бойцов мотострелкового взвода, которым командовал. Сейчас у него каждый день расписан буквально по минутам. Наш разговор состоялся по телефону, пока Максим Владимирович ехал в машине на встречу с учащимися средней школы села Косулино. Его лица я не вижу, но слышу твердый и очень спокойный голос.

Герой России Максим Шоломов: Господь Бог нас берег - неоднократно были такие моменты, что просто чудом оставались живы

– Итак, первый вопрос: почему в зоне СВО у Вас был позывной «Михалыч», вы же Владимирович?

– Знаете, был у нас командир роты Саныч, но это его настоящее отчество. Ну, а я сказал, что буду «Михалыч». Так, как говорится, от балды. Это ни с чем не связано, просто так придумал.

– Откуда у вас «военная косточка»?

– У меня отец – подполковник, служил в танковых войсках. Я родился в городе Чебаркуль, детство и юность провел в военном городке. Семья везде ездила за отцом, когда он менял места службы, поэтому я другой жизни не видел. Кем быть – для меня вопрос никогда не стоял.

– Когда Вы первый раз приехали в зону СВО, что увидели и как встретило Вас мирное население?

– Впервые я приехал в зону СВО 24 февраля 2022 года. Мы заходили в Черниговскую область, и там были в основном в лесу, поэтому с населением сначала не общались. Местных увидели уже позже. Могу сказать, что жизнь у них была очень тяжелая: дома разрушены, а некоторые даже – буквально разрублены пополам. Но люди нас ждали, без опаски выходили на улицу, дети открытки дарили. В нашем присутствии они чувствовали себя в безопасности. Ну, естественно, рассказывали, что до того, как мы зашли, было мародерство, технику растаскивали, кого-то из дома на улицу выгоняли.

Война… Люди гибнут. Конечно, без жертв невозможно, но жертвы должны быть среди военных. Мирные люди страдать не должны.

– За первые полгода в Вашем подразделении не было потерь. Как Вам удавалось беречь бойцов?

– Мне кажется, Господь Бог нас берег, потому что неоднократно были такие моменты, что просто чудом оставались живы. Когда зашли в Украину, одна из первых моих команд была: «За лопаты!» – каждый должен был оборудовать свой окоп, траншею и так далее. Не все сразу начали исполнять, но я никого не уговаривал, а первым взял лопату и начал копать – день работаю, два. Некоторые повозмущались, но потом последовали моему примеру. А уже спустя какое-то время никому не надо было объяснять, люди сами понимали, что от этого зависит их жизнь.

Кроме того, перед тем, как что-то сделать, приходилось очень хорошо все продумывать. Например, сделать местность максимально безопасной – чтобы встать на точку, надо заранее высадиться, все обойти, проверить щупами мины и так далее.

В коллективе все зависит от командира, поэтому главное – регулярное общение с личным составом, доводить до них, чтобы подразделение было, как одно целое. А пока каждый будет со своим «мнением», много «якающих» – ничего не получится.

– Что важнее на войне – беспрекословно подчиняться командиру или думать своей головой?

– Нужно думать своей головой, как выполнить приказ командира. Сделать это можно по-разному. Например, с минимальными потерями. И обязательно надо думать, потому что командир задачу поставил, иди, выполняй. А как – я в военном вузе этому пять лет учился.

– Можете ли Вы ударить солдата, если да, то за что?

– Это на бумаге все гладко, а война – сплошная нештатная ситуация. Был один случай, когда боец увидел «кочующий миномет» (его суть заключается в быстрой смене огневой позиции), который обстреливал наших,  испугался и не доложил. Тогда я в первый и последний раз поднял руку на солдата.

– Тот бой под Луганском, где Вы получили тяжелое ранение, уже вошел в историю СВО. Тогда Ваше подразделение целых семь дней удерживало важный населенный пункт, борьба шла с превосходящими силами противника. Из 28 бойцов, участвовавших в той операции, уцелели только четыре, 23 – ранены и один погиб…

– Я не поменял бы ничего! Все, что от нас зависело, мы все сделали на очень высоком уровне. Ничего бы не менял.

– Ваше подразделение как-то охраняло взорванную армией Украины дамбу Краснооскольского водохранилища от повторного подрыва. И удивительное совпадение: эта дамба находится рядом с населенным пунктом Лозовое, где в начале 1942 года выводил из Харьковского котла личный состав будущий дважды Герой Советского Союза Василий Петров. В 1943 году в возрасте 21  года он потерял обе руки и стал единственным за всю историю военных действий человеком, кто продолжил воевать без рук. Какие у Вас планы на жизнь?

– Я – действующий военнослужащий, в этом году заключил контракт на пять лет, так что продолжаю служить. В возвращении в зону СВО мне отказали, потому что парная ампутация рук, говорят, нельзя. Предложили должность в военном комиссариате в Москве. Поэтому я сейчас отгуливаю отпуск и убываю в Москву.

– Вашему сыну сейчас 14 лет, что вы ему рассказываете об СВО?

– Я в общем идеологию рассказываю, в подробности не вдаюсь – не тот возраст. У меня сын учится на четвертом курсе в Суворовском училище. Он – будущий офицер – однозначно.

– 30 сентября исполнился год со дня присоединения к России ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей. Следите ли Вы за ситуацией, что происходит на этих территориях?

– На этих территориях постепенно налаживается мирная жизнь. Я был в Мариуполе, там идет большая стройка – весь город разрушен, но целый ряд районов уже начали восстанавливать. Это происходит довольно быстро, работает большое количество военных строителей и техники. Стройка там идет грандиозная. Люди возвращаются к новой жизни.

– Не думали переехать туда жить?

– Я военнослужащий, где Родина прикажет, там и служу.

Герой России Максим Шоломов: Господь Бог нас берег - неоднократно были такие моменты, что просто чудом оставались живы

Герой России Максим Шоломов: Господь Бог нас берег - неоднократно были такие моменты, что просто чудом оставались живы

Герой России Максим Шоломов: Господь Бог нас берег - неоднократно были такие моменты, что просто чудом оставались живы

Герой России Максим Шоломов: Господь Бог нас берег - неоднократно были такие моменты, что просто чудом оставались живы

 

Шоломов Максим Владимирович, Герой Российской Федерации

Родился в г. Чебаркуль, Челябинской области.

В 2003 году закончил Челябинский военный автомобильный институт.

Проходил службу на разных должностях.

Участник Специальной военной операции с 24 февраля 2022 года.

Командир мотострелкового батальона подполковник Шоломов, выполняя боевую задачу, умело руководил подчиненным личным составом. Благодаря его решительным действиям противник понес значительные потери в живой силе и технике. При этом офицер был тяжело ранен.

Указом Президента Российской Федерации от 28 марта 2023 г. за проявленное личное мужество и героизм удостоен звания Героя Российской Федерации.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram