Русский Донбасс продолжает свою непростую и славную дорогу вместе с Большой Россией. Даже фронтовые будни не отменяют его развития и стремления в будущее. О научной сфере Донецка расскажет знакомый нам собеседник Андрей Сафонов, заведующий кафедрой ботаники и экологии Донецкого государственного университета биологического факультета. Зимой мы обсуждали экологические аргументы, сегодня продолжим разбор полетов в отечественной науке, интеграции Донецка в научную сферу России и многом другом.
– Доброго дня, Андрей! Вновь рады приветствовать на страницах «Аргументов недели» донецкого академического эколога! Что нового случилось со времени нашей зимней встречи?
– Анна, здравствуйте! За «академического», конечно, спасибо. Я растерялся. Принципиально нового ничего не могу назвать: студенты получили дипломы РФ, так они и раньше их получали. Рабочие обязанности и ответственность за людей остались прежними. Донецк без изменений в огне – это тоже не новость. Изучаемые мною когда-то «стратегии выживания растений» в неблагоприятных условиях промышленной среды вышли на новый уровень. Да и сама среда, в которой мы живём, вышла на новый уровень – «хронический полемостресс» – это такая непрерывная акклимация в условиях непрекращающихся военных действий. Будет ли в этом научный толк – рассудит время, а пока мы точно знаем, что это – наша реальность.
– Во фронтовом Донецке находится время и науке. Расскажите, чем занимается сейчас Ваша кафедра?
– Кафедра ботаники и экологии является неотъемлемой частью Донецкого государственного университета. В этом нет открытий. Все сотрудники и студенты выполняют как учебную, научную, так и другие виды работ в требуемом объеме. Для каждого сезона года в жизни кафедры существуют свои традиции. В начале сентября все адаптируются к новому учебному году, уже распределена нагрузка преподавателей для стабильного расписания, начались занятия. Год назад мы зарегистрировали на государственном уровне научное направление «Ботаника антропотехногенеза: индикация и оптимизация». И в этом ёмком научном названии сочетаются все те региональные и эксклюзивные задачи, которые добросовестно выполняет вверенный мне коллектив. Особых достижений достигли наши гидробиологии по мониторингу бассейна реки Кальмиус (под руководством Эдуарда Мирненко), много делается для понимания развития растительности на террикониках и в урбосистемах (разработки Анжелы Калининой), сделаны попытки формирования цифрового гербария (руководитель – Татьяна Демьяненко); важным показателем качества воздушной среды является аллергенная пыльца (куратор темы – Наталья Мирненко). Надо признать, что все эти темы предусмотрены дорожной картой по сотрудничеству нашего университета с Московским государственным университетом им. М.В. Ломоносова. Это большое доверие и большая ответственность. Да, мы работаем! Этот факт легко установить в любой современной поисковой программе. Я работаю с талантливыми и самоотверженными людьми. И желаю, чтобы наши усилия были оправданы.
– Донбасс интегрируется в образовательные российские стандарты. Как это видит человек преподающий? Что уже изменилось и что поменяется в ближайшее время?
– Донбасс – это геостратегический макрорегион России. Вся Ростовская область – это тоже Донбасс. Что касается Донецкого государственного университета, то по учебным стандартам мы интегрированы полностью. Наука в биологии и экологии нуждается в оснащенных лабораториях. Сметы на очень многое уже готовы. Министерство высшего образования и науки РФ равноценно рассматривает ближайшее финансирование и для Донецкой Народной Республики. Горячая фаза военных действий – это существенный барьер для материальной научной реновации. Информационно и методически мы готовы развивать в Донбассе современные методы биотехнологии. За последние пару лет каждый сотрудник уже прошел от 5 до 8 различных курсов повышения квалификации или стажировок в ведущих научных школах России.
– Как проводите Год педагога и наставника, который идет сейчас в РФ?
– Вот в этом вопросе я бы не разделял. Мы же и есть РФ. И проводим мы его, этот год, с полной ответственностью. Если перечислять проведённые мероприятия, то допустимого объема газете не хватит. Если их группировать, то мы много работаем по выявлению и поддержке талантливой молодёжи, в том числе в олимпиадных движениях, проводим мастер-классы для педагогических работников, популяризируем научные исследования. Важными площадками для распространения наших знаний являются библиотеки, СМИ. Вот и сейчас я тоже здесь по этой причине. С особой заботой работаем совместно с Донецкой республиканской библиотекой для молодёжи, принимаем участие в теле- и радиопередачах. Это тоже всё на виду при обычном интернет-поиске.
– Ботаническое разнообразие Донбасса как пострадало за годы войны? Есть непоправимый ущерб или всё рискует восстановиться вновь?
– Ущерб и страдания корректнее рассчитывать по факту. Т.е. уже с момента наступления мирной жизни. Всё, что сделано в процессе – только заготовки. А в ботаническом разнообразии есть много противоречивых показателей: однозначно растёт процент адвентивных (пришлых) видов, однозначно интенсифицируется явление ландшафтной трансформации и сопряженный с ней процесс эволюционной адаптации растений к новым реалиям. Но что с точки зрения науки важно понять, что нельзя оперировать «плохо» и «хорошо», – это закономерно для созданных условий. Точно, что нужно сохранить, – это те 4% территорий Донбасса, которые на сегодня составляют природно-заповедный фонд, это уникальные и эталонные участки земли нашей. А биоразнообразие в городах и сельхозугодиях – это всё абсолютно быстро насыщается в процессе мирной жизни.
– В конце августа Вы готовили радиоэфир на канале «Республика» по поводу юбилея великого учёного Владимира Ивановича Вернадского. Почему именно о нём, почему программа стала для Вас особо интересной и близкой?
– О! В.И. Вернадский – стержень отечественного естествознания. Мы часто делаем упор на значимости учёных в период их юбилеев, – это такой механизм равномерной концентрации внимания, так работает мозг – в опоре на факты и даты. Эпоха Вернадского соединила микромир и макрокосмос. Это точный взгляд аналитика от молекулярной структуры вещества до законов бытия, способов комбинации всей оболочки жизни на Земле в связке с планетарными геологическими и социальными процессами. Я не перестаю восхищаться открытиями этого ученого, его стойкостью и прозорливостью. Русские школы биогеохимиков и философов-космистов по праву сохраняют лидирующие позиции на мировой арене амбиций и достижений. Для меня предельно показательным является факт о паспорте Вернадского, который укронацисты хотели ему выдать взамен российского. Вернадский на то время возглавил Национальную Академию наук в УССР, был первым её президентом. Академик остался верным русской имперской идее. В.И. Вернадский спокойно смотрел на будущее, т.к. видел неизбежный геологический процесс становления и развития Земли, верил в гармонизацию природных циклов под управлением человека разумного. Будем же и мы верны этой традиции: словом и делом!
– Ещё хотелось бы узнать подробнее о работе Совета ректоров вузов ДНР. Что это за объединение такое и чем оно занимается?
– Совет ректоров в ДНР – это в первую очередь объединение всех структур, представляющих собой высшее образование у нас в регионе. А это немало: 17 (!) вузов, Председатель Совета средних специальных учебных заведений, центральный комитет профсоюзов. Прямые аналогии на уровне региона существовали всегда, однако именно в этом году все руководители вузов ДНР без исключения были приняты в Российский Союз ректоров, а это уже реальная возможность приобщиться к самому крупному евразийскому академическому сообществу, решать общие задачи образования и науки.
В 2023 году произошло то, чего раньше никогда не было – вузы ДНР перешли в подчинение совершенно разным федеральным министерствам и ведомствам РФ. Это определённым образом разобщает нас в возможных поступках, а мы должны действовать сообща в интересах всего региона, чтобы контролировать грамотное распределение ресурсов и обеспечение специалистов для критически важных отраслей.
В первую очередь должны быть те, кто производит вещественно-материальный продукт. В экологии есть специальный термин «продуценты». Если их меньше 90% от всей цепочки перераспределения ресурсов, то такая система нежизнеспособна. Поэтому важно понять, что первично по обеспечению гармоничных социальных потребностей и что будет делать государство, если все в одночасье станут юристами и экономистами?!
– Как Вы связаны с Советом? В чём суть работы его?
– На меня возложены обязанности учёного секретаря. Если очень коротко, то это человек, который должен документально объединять все точки зрения и инициативы руководителей образовательных организаций. В своих решениях Совет ректоров вузов ДНР опирается на положения Устава Российского Союза ректоров. У этого государственно-общественного органа управления чрезвычайно много полномочий, но главное – это социализация на высшем уровне образования для оперативного и общего решения по актуальным и концептуальным вопросам. Этим летом было сложно прийти к общероссийскому требованию по механизмам вступительной кампании в условиях военной ситуации: как отработать способы приема документов и проведения вступительных испытаний. Совет ректоров также выполнил свою интегративную функцию по урегулированию этого острого вопроса.
– Он создан в помощь абитуриентам и студентам или это административная часть образовательной сферы?
– И это тоже. 6 сентября 2023 г. председатель Совета ректоров вузов ДНР ректор Донецкого государственного университета Светлана Владимировна Беспалова на очном заседании при поддержке Министра образования и науки ДНР Ольги Павловны Колударовой инициировала создание единой Концепции развития высшего образования и науки в ДНР в соответствии со Стратегией возрождения и развития Республики. Этот важнейший документ был разработан и представлен 23 августа Главой ДНР, Денисом Владимировичем Пушилиным. Базовые параметры Стратегии – это принятая согласно поручению Президента России Владимира Владимировича Путина Программа социально-экономического развития Донецкой Народной Республики.
Вот так всё связано. Конечно, именно ректоры знают специфику работы своего учреждения, необходимость в подготовки кадров для обеспечения конкретных приоритетных направлений деятельности в государстве. Очень нужны квалифицированные учителя, инженеры, врачи… Поэтому нужно собираться, слушать и слышать друг друга, действовать в соответствии с разработанной доктриной Русский Донбасс.
– Прогнозы на стартовавший учебный год уже имеете?
– Имею план работы, прогнозы только в глубинных пожеланиях победного мира. В ближайшее время нужно инициировать формирование полноценного выпуска очередного библиографического издания «Экология в Донецкой Народной Республике (2019-2023 гг.)». Это будет уже 5-й выпуск издания, в котором я с 2000 года выполняю функцию научного редактора по запросу нашей центральной библиотеки им. Н.К. Крупской. Экология уникальным образом объединяет все сферы занятости человека, все отрасли производства, все новейшие технологии для жизни. А библиография это всё структурирует – это будет летопись наших достижений и банк идей в стремлении к гармоничному развитию.