Жители воюющего за будущее и жизнь Донбасса за годы тяжелой борьбы не разучились творчески мыслить. Множество современных поэтов родом из шахтерского края отражают в своих стихах злободневные и острые темы. Сегодня наша гостья – поэт из Горловки Светлана Розналевич. Наш разговор касается жизни, войны, творчества, общества и будущего Большой России.
– Светлана, доброго дня! Рады видеть Вас на страницах «Аргументов недели»! Вы представитель творческого Донбасса. Расскажите нам о себе, пожалуйста.
– Добрый день! Очень рада с Вами пообщаться. Родилась я в Горловке и выросла в моём горячо любимом родном городе. После школы поступила в Донецкий национальный университет экономики и торговли, где окончила магистратуру в 2014 году, когда вовсю разгорелся Майдан и появились сомнения в завтрашнем дне. После обучения в университете моим главным занятием и работой стало материнство. Именно в тот момент, когда казалось, что всё в жизни идёт хорошо, началась война.
– Как Вы встретили переломные исторические события 2014 года? Что ждало Донбасс после госпереворота в Киеве?
– Госпереворот в Киеве был для меня шоком. Казалось, что с нами такого не могло произойти. Успокаивало то, что в Донецке люди продолжали работать, функционировали предприятия, люди жили своей жизнью и создавалось впечатление, что может всё обойдётся и будет хорошо. Однако, после 2 мая 2014 года, когда были сожжены люди в Доме Профсоюзов в Одессе, стало ясно, что те зверства, которые можно представить только в воспалённом уме, возможны в нашей с вами реальности. Стало очень страшно. Я помню первые украинские военные самолёты, которые летали над Горловкой, первый авианалёт. До конца я не могла поверить, что может случиться настоящая полномасштабная война, что нас может бомбить Украина. Ведь здесь, на Донбассе, живут не террористы и сепаратисты, а обычные трудолюбивые люди, молодые семьи, дети. Однако, страшное случилось. Накануне, перед тем, как произошла трагедия Горловской Мадонны недалеко от нашего дома, мы по воле случая решили выехать из города на пару недель.
– Вы в то время были студенткой. Ощущали культурный и этнический диктат украинизации, учась в Донецке?
– Это более всего ощущалось в школьной программе. Но так, как люди моего поколения, будучи детьми, благодаря своим семьям, бабушка и дедушкам – ветеранам или детям войны помнили преступления фашистов в Великой Отечественной войне, многие из нас не воспринимали всерьёз посыл украинства в переписанных учебниках по истории или украинской литературе.
– Потом родная Горловка стала давно фронтовой и форпостом армии. Что помогло Вам пережить начало войны?
– Я долго не могла смириться с тем, что как было, уже больше не будет. Земля ушла из-под ног. Прежняя жизнь была поломана. Настолько было невыносимо больно от этого, не хотелось в это верить. Была ещё надежда, что может всё скоро закончится. Однако, нет. Я помню, как не спала всю ночь во время принятия первых Минских соглашений. Как мы молились, чтобы нас перестали бомбить ВСУ и дали возможность жить так, как мы хотим и выбираем. Но и соглашения нас не спасли в итоге, так как украинская сторона их не соблюдала. Со временем ты принимаешь факт того, что прежней жизни уже не будет. Но смириться с тем, что дома до сих пор идёт война невозможно. Каждый день надеешься на то, что мир наступит как можно скорее.
– Вы поэтесса. Вдохновение прорвалось вместе с военными годами или было ранее? О чём Ваши стихи?
– Я начала писать после 24 февраля 2022 года. Если называть это вдохновением, то это тяжёлое вдохновение. Я начала писать, выплёскивая эмоции, которые переживаю в связи с войной, потерей друзей и родственников. Я очень рада, что эти эмоции начали выходить из меня, так как сложно копить в себе подобные чувства. Творчество помогает мне. Это моя терапия. Мои стихи о родном городе Горловке, о Донбассе, об опыте, о моих взглядах и людях, которых я знаю, которые были в моей жизни.
– Это профессия или хобби?
– Это призвание. Теперь я не могу не писать. Это часть меня, которая помогает мне жить и быть собой.
Как пример поэзии Светы, приведём недавнее стихотворение, написанное 12 июля 2023 года:
«Прифронтовая»
Прифронтовая. Превозмогшая.
Здесь крепок дух и хрупок мир.
И ночью тишина возросшая,
К тревогам тянет весом гирь.
***
Почти что триста лет, а трудится,
И промыслов анагенез идёт
Вперёд. Тогда как первый поезд тронется
И уголь в золото перерастёт.
То в девятнадцатом пришло столетии.
Сейчас тут в Горловке живёт район -
Никитовский, который терпит бедствие,
Не от стихии же в руинах дом.
В земле “дракона кровь” покоится,
Тысячелетьями здесь обретая суть.
И комбинат на местности построится.
То киновари алые сульфиды - ртуть.
В уме моём всегда переплетаются
И прошлое, военных будней пыль.
Ты заступи, ведь наши люди чаются
На благодать твою о, Господи! Аминь.
– СВО и дальнейшие события как восприняли?
– Начало СВО я восприняла с надеждой на то, что Донбасс вскоре станет частью России и всё начнёт потихоньку налаживаться. При этом я была в шоке из-за агрессивных сообщений в соцсетях за поддержку Донбасса от людей, которых я когда-то знала, которые сами из Донецка, но уехали на территорию Украины до боевых действий. Было горько, что эти люди все восемь лет находятся в полнейшем безразличии к трагедии родного Донбасса, не осознают глубокой скорби, которую мы испытываем от каждого нового имени на Аллее Ангелов и проявляют зверскую агрессию лишь за мнение в поддержку Донбасса. Когда 30 сентября 2022 г. наши территории вошли в состав Российской Федерации, это был настоящий праздник!
– Вы ощущаете уже, что Донбасс стал частью России? Успели побывать в других регионах России? Где больше всего понравилось?
– Есть это ощущение, что мы часть Росси, когда видишь наконец-то в своём паспорте прописку, где субъектом Российской Федерации является Донецкая Народная Республика и родной г. Горловка. Однако, русское самосознание в народе Донбасса было всегда. Поэтому сейчас наконец-то чувствую, что мы вернулись домой.
Очень полюбила Москву, покорил Санкт-Петербург, подарил уют и тепло Ростов-на-Дону, очаровал Сочи и горячо влюбил в себя Нижний Новгород. Все эти города я полюбила.
– Чем занимаетесь сейчас? У Вас есть сынишка. Как он переживает это нелегкое время?
– Я работаю, продолжаю писать стихи. Мой сын очень любит Донбасс, он патриот своего родного края и России. Он верит в лучшее будущее России и хочет привнести максимум того, что он может сделать для своей страны. Я им очень горжусь.
– Он из детей войны, к сожалению. Беззаботное детство не для него или всё же удаётся радовать ребёнка?
– Я, как мама, стараюсь дать своему ребёнку лучшее, что в моих силах. Я вижу, что мне удаётся растить достойного человека, будущего мужчину и сына своей Родины. Он, как и многие дети Донбасса внутренне словно взрослее своих лет. Хочется продлить детство и перенести внимание на беззаботные детские радости. Я очень счастлива, когда вижу новости о том, что состоялась очередная поездка деток из Донбасса на отдых в другие регионы России. Очень важно уделять внимание детям войны, помогать и всячески способствовать их счастливому будущему.
– Чем будете заниматься в будущем? Поэзию продолжите?
– Поэзия – это часть меня. Однозначно продолжу писать, потому что иначе не могу.
– Будущее Донбасса уже можно прогнозировать?
– Самый верный прогноз таится в общем ментальном фоне, который излучает вслух или мысленно каждый русский человек. И фон этот есть твёрдая вера в нашу Победу. Мы, патриоты нашего Отечества, иначе не можем. У нас один путь – к Победе. Мы не имеем право на поражение и обязательно победим!