Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Интервью № 20 (866) от 24–30 мая 2023 г. 13+

Александра Докучаева (Институт стран СНГ) — о достоинствах и недостатках нового закона о гражданстве

, 17:55 , Обозреватель отдела Общество

Александра Докучаева (Институт стран СНГ) — о достоинствах и недостатках нового закона о гражданстве

Вызовы, перед которыми оказался русский народ (с одной стороны, демографическая яма, с другой – непростое положение русских на постсоветском пространстве), остро ставят вопрос о репатриации – о собирании народа. Госдума приняла новый закон о гражданстве, он вступит в силу осенью. Гость «АН» – замдиректора Института стран СНГ Александра ДОКУЧАЕВА.

– Каковы достоинства нового закона?

– Фактически восстановлена норма, которая была в первом законе РФ о гражданстве, вступившем в силу 6 февраля 1992-го: гражданами признавались все, кто на день вступления закона в силу проживал на территории РФ. Многие из этих людей – как покинувшие страну, так и проживающие в ней – по ряду причин до сих пор не имеют российского паспорта, и теперь у них появится возможность наконец получить его. Если, конечно, они смогут доказать факт своего проживания в РФ на 6 февраля 1992 года.

Другое достоинство нового закона касается тех, кто не проживал в РФ, но родился на территории РСФСР и имел гражданство СССР: теперь они могут получить наш паспорт, если приедут в Россию на ПМЖ и оформят вид на жительство, тем самым подтвердив серьёзность своих намерений. Также гражданство будет предоставлено людям, которые на 6 февраля 1992 года проживали за рубежами России, но проходили службу в Вооружённых силах под юрисдикцией РФ. А также их семьям, что очень важно.

Кроме того, новым законом наконец-то будет решён вопрос о праве гражданина РФ обеспечить российское гражданство своему ребёнку в том случае, если другой родитель – иностранец. Сейчас, если ребёнок находится за рубежом, для выдачи ему нашего паспорта требуется согласие родителя-иностранца, а теперь, после вступления в силу нового закона, это согласие станет ненужным. МИД давно выступал за введение данной нормы, потому что сейчас в случае конфликтной ситуации российское консульство не может вступиться за права ребёнка и его родителя-россиянина.

– О достоинствах закона поговорили, теперь – о недостатках. Вы, в частности, сетуете на то, что он не упрощает получение гражданства соотечественниками. Напомним читателю определение понятия «соотечественник за рубежом», которое дано в законодательстве с 1999 года: «лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации». Сформулировано, надо сказать, очень размыто.

– Согласна. «Относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации» – звучит неясно. Мы, Институт стран СНГ, участвовали в разработке поправки, где сформулировано, какие народы должны иметься в виду. Во-первых, это государствообразующий русский народ. Во-вторых, народы, имеющие свои национально-административные образования в РФ. В-третьих, коренные малочисленные народы РФ (есть действующее постановление, где все они перечислены). И в-четвёртых, украинцы и белорусы как народы, исторически и культурно неотделимые от русских.

Кроме того, нам кажется сомнительной концовка процитированного вами законодательного определения: «…чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации». Например, город Уральск, основанный казаками ещё при Иване Грозном, находится в составе Казахстана – как же возможно русскому человеку, предки которого с тех далёких времён рождались и умирали в этом городе, подтвердить факт проживания предка на территории РФ? Никак! Но, увы, наши предложения не были приняты.

– Похоже, депутаты боятся прописать в законе этнический фактор, чтобы их не обвинили в шовинизме. Хотя всем известны государства, которые руководствуются этническим принципом при выдаче гражданства: Израиль, Германия, Польша…

– Боятся ли депутаты – понятия не имею, но рассуждают они примерно так: Израиль – национальное государство еврейского народа, а Россия – государство многонациональное и, значит, должно относиться к людям вне зависимости от национальности. На мой взгляд, чёткая правовая формулировка критериев, напротив, воспрепятствовала бы возможному проявлению шовинизма (и любой другой антипатии) со стороны конкретного чиновника, решающего, кому дать гражданство и кому не дать.

Отсутствие требования, чтобы предки проживали на территории РФ, тоже сыграло бы положительную роль. Увеличило бы количество тех русских людей (и представителей других вышеупомянутых народов), кто имеет право на участие в госпрограмме добровольного переселения в Россию.

– Поговорим об этой госпрограмме. Она действует с 2006 года и позволяет соотечественнику получить гражданство РФ в упрощённом порядке – не за восемь лет, а за полгода. Программой воспользовалось свыше миллиона человек. В прессе её критикуют за то, что она больше похожа на оргнабор, чем на репатриацию, а иногда и вовсе называют «крепостным правом», поскольку участник программы обязан проработать три года в регионе вселения.

– Говорить о «крепостном праве», конечно же, неуместно. Проработать в регионе три года участник программы обязан только в том случае, если при вселении получил от государства подъёмные суммы. В регионах приоритетного вселения (Дальний Восток) эти суммы значительны – 250 тысяч рублей на участника программы и по 200 тысяч рублей на члена семьи. Кроме того, выплачивается жилищная субсидия, позволяющая сделать первый взнос за ипотеку. Переселенцы, нуждающиеся в жилье и денежных средствах, очень рады такой возможности.

Добавлю, что с 2020 года право на упрощённое получение российского паспорта имеют не только участники госпрограммы, но и все граждане Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдавии. В новом законе такой нормы нет, поскольку в администрации президента (а законопроект был внесён от его имени) депутатов заверили: данная норма будет оформлена в виде президентского указа. Объяснили это тем, что перечень государств может варьироваться в зависимости от политической ситуации.

– В новых регионах зарегистрировано около 4 миллионов человек. В марте обнародовали официальные данные: российские паспорта получили 1, 1 миллиона человек. По-вашему, это много или мало?

– Могу уверенно сказать, что российское гражданство на новых территориях востребовано: стоят очереди. Сообщалось, что вначале поток желающих даже превысил заготовленное на тот момент количество паспортных бланков. Обещают до сентября – к годовщине присоединения – выдать паспорта всем желающим. Разумеется, все новые граждане уже получают социальные выплаты, полагающиеся россиянам, – эта процедура отрегулирована.

– По мартовским данным ООН, за время СВО в Россию въехали 2, 8 миллиона беженцев (к слову, эта колоссальная цифра разбивает пропагандистские клише о «стране-агрессоре», «стране-поработителе» и т.д.). Каковы их возможности и перспективы?

– Они получают гражданство РФ в упрощённом порядке – в соответствии с вышеупомянутой нормой, распространяемой на всех граждан Украины, Белоруссии, Казахстана и Молдавии. Люди, которые проживают в пунктах временного размещения и желают покинуть их, но не могут вернуться домой из-за продолжающихся военных действий и не имеют возможности приобрести новое жильё, могут воспользоваться программой переселения соотечественников, о которой мы с вами уже сказали. Иными словами – могут получить подъёмные суммы и жилищную субсидию на Дальнем Востоке. Какое-либо другое решение жилищного вопроса сегодня едва ли возможно: как известно, россияне-старожилы по десять лет стоят в очереди либо влезают в ипотечные долги. Увы, социального арендного жилья в стране как не было, так и нет.

– Получается, либо пункт временного размещения, либо Дальний Восток?

– Войны заканчиваются. Какие-то из контролируемых Россией населённых пунктов отстраиваются быстрее (например, Мариуполь), какие-то медленнее, но сама необходимость этого процесса никем под сомнение не ставится. В Концепцию государственной миграционной политики РФ добавлен новый приоритет: обеспечить жителям новых регионов возможность вернуться в свои дома.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram