Михаил Куракин – продуктовый дизайнер, который прошел путь от создания буклетов до работы над проектами для таких крупных международных компаний, как Gett, Wall Street Journal, Fox News и многих других. Он рассказал нам о своем пути, а также о том, в чем заключается работа продуктового дизайнера и какие тенденции можно будет наблюдать в индустрии в следующем году.
Как вы пришли в профессию? На кого учились?
В моей профессии вообще не существует такого понятия, как академическое образование. В начале пути у меня не было профильной подготовки, я всему учился сам. Как и большинство моих коллег, я начинал с дизайна буклетов, визиток и всего, что обычно бросают в почтовые ящики. Потом один хороший знакомый предложил мне место в компании, которая занималась разработкой сайтов. Моим первым опытом работы в digital-дизайне стало создание сайта для магазина Дикси. То, что мне доверили такое ответственное задание, стало большой неожиданностью – на тот момент у меня почти не было опыта. В этой работе, как и в любой другой, связанной с дизайном, была очень важна насмотренность. Поэтому я днями сидел и просматривал примеры сайтов с интересными дизайнерскими решениями, думая, какие из них смогу применить в своем проекте.
С какого проекта началось ваше становление как профессионала?
Сотрудничество с Gett – один из ключевых этапов моей карьеры. Я работал для лондонского отделения Gett. Мы создавали b2b-сервис: Gett купила компанию OneTransport, и приходившие к ним клиенты, заключая договор, могли заказывать машины через приложение, дизайном которого я занимался. Вместо того чтобы отдельно разрабатывать версии под iOS и Android, мы решили сделать простое приложение с универсальным кодом. Также в рамках сотрудничества с Gett я работал над внутренним продуктом для взаимодействия компании с водителями.
Еще на успешном развитии моей карьеры сказалась работа с Boston Consulting Group. Мы делали проект для крупной американской сети супермаркетов: задачей было разработать систему прогнозирования эффективности рекламных компаний. Мы создали сервис, в который можно было ввести наименования и характеристики товаров, выставить настройки стоимости, длительности продаж и т.д., а потом посмотреть, какую прибыль принесет активация. На основании этих данных бизнес принимал решение, делать кампанию или нет. Этот проект я могу назвать одним из самых сложных и интересных, в создание которых я был вовлечен.
Чем вы занимаетесь сейчас?
2,5 года назад я начал работать в Openweb, проектами которой занимаюсь и сегодня. Нашими клиентами являются практически все крупные американские издательства: Wall Street Journal, Forbes, Washington Post и другие. Изначально моей работой было создание продуктов для взаимодействия с читателями на сайте, например, блоков с комментариями под статьями. Я делал макеты конечных продуктов, которые Openweb потом презентовала клиентам – то есть, по сути, работал в маркетинге. Со временем я делал все больше проектов в качестве продуктового дизайнера, разрабатывая концепции новых продуктов и улучшая существующие.
Сейчас я также работаю в компании Urban Connect, с которой сотрудничают Google, IBM, CERN, Buhler, IKEA, Zurich Insurance, Roch и др. Являюсь единственным продуктовым дизайнером в штате. На мне – разработка и поддержка дизайна всех digital-продуктов компании, iOS, Android и Web-проектов. Обычно такую работу выполняют несколько сотрудников, но опыт и поэтапная подготовка к каждому из проектов помогают мне справляться со всем в одиночку.
Кусок текста от Михаила (извиняюсь было мало времени, я тупо вбил в переводчик, т.к. текст писался на англ., все равно его надо править):
После BCG меня пригласили в два новых проекта, над которыми я сейчас работаю. Первый — OpenWeb. Это американо-израильская компания, основным продуктом которой вы наверняка пользовались тысячи раз. OpenWebOS — это фрейм для публикации комментариев. Сервис помогает разместить полноценное бесшовное сообщество, повышая качество, вовлеченность и увеличивая удержание аудитории до 450%. Благодаря статистике у нас более 100 миллионов активных пользователей в месяц, и нам доверяют более 1000 ведущих мировых издательств, таких как Sky, Hearst, Fox News, Wall Street Journal, New York Post и так далее.
Прямо перед тем, как я присоединился к команде, OpenWeb работал над программным обеспечением Sketch и Zeplin, что заметно снижало производительность и эффективность. По моему предложению наша команда дизайнеров перешла на Figma. Мое решение значительно улучшило и организовало эту работу, благодаря чему она стала системной и гораздо более последовательной. Это также показало свою эффективность в отношении представления прототипов клиентам, потому что Figma наглядно продемонстрировала нюансы визуального опыта, который наш клиент собирался перенять в будущем. Например, теперь клиент может прокручивать экраны, нажимать все доступные кнопки и наблюдать за эффектом в действии в каждой презентации. Это оказалось важным и экономящим время преимуществом, так как менеджерам больше не нужно было описывать отчеты в текстах, а наши клиенты фактически получали демо-версию веб-сайта с реализованным продуктом OpenWeb, несмотря на обычную презентацию.
Само собой разумеется, что моя основная ежедневная работа сосредоточена на создании уникальных и совершенно новых концепций дизайна продукта. Один из моих последних проектов, например, касался различных итераций видео- и аудиочатов для командной работы и общения с клиентами.
Еще один мой проект — Urban Connect AG, базирующийся в Швейцарии. Это B2B-компания, которая занимается кикшерингом самокатов, велосипедов, Tesla на частных территориях фирм и корпораций, чьи филиалы работают в Цюрихе. Сейчас мы сотрудничаем с Google, IBM, CERN, Buhler, IKEA, Zurich Insurance, Roch и рядом других известных компаний.
Наш основной продукт — мобильное приложение только для внутреннего использования работодателем. Urban Connect владеет двумя приложениями для клиентов (как для iOS, так и для Android), одним приложением для ремонтников устройств (только для Android) и бэк-офисом для управления всей системой. На данный момент я отвечаю за дизайн всей продукции компании. Конечно, моя работа включает в себя разработку всех платформ компании, включая Web, iOS и Android. Все они всесторонне адаптированы и описаны, что экономит огромное количество времени и сил мне как дизайнеру и моим коллегам-разработчикам. Моей особенностью является проектирование всех следующих продуктов, включая приложения и веб-сервисы, как в светлой, так и в темной темах. Это, безусловно, небольшая, но важная функция, потому что опция темной темы снимает нагрузку с глаз при работе в ночное время. Не говоря уже о том, что я классифицировал и оптимизировал работу с информацией во всех этих сервисах. Работая над дизайном, оперируешь огромным объемом информации, поэтому я разработал собственную систему, которая помогает мне выстроить качественное взаимодействие с пользователем и продвинутый интерфейс.
Кто такой продуктовый дизайнер?
Это человек, который работает над развитием продукта, формирует его концепцию и придумывает визуал, согласовывая его с командой разработчиков. Для понимания задач, которые решает дизайн, специалисту важно быть вовлеченным во все бизнес-процессы. С запуском работа не заканчивается: идет постоянная работа по улучшению и внедрению новых функций.
Какие качества выгодно выделяют вас среди специалистов отрасли?
Моими сильными сторонами являются кросс-функциональность и приверженность к системному подходу. Все поступающие задачи я оцениваю с двух сторон: с точки зрения бизнеса, какие действия предпринять для развития компании и извлечения максимальной прибыли, а также клиента, чтобы ему было приятно пользоваться продуктом, в создании которого я принимал участие.
Какие тенденции в индустрии вы можете выделить?
Самый очевидный тренд – digital: смешанная и дополненная реальность. Сейчас эти разработки активно используются приложениями, но я уверен, что в скором времени и часть практического инструментария станет базироваться на этих технологиях. Например, трейдер будет работать с данными ценных бумаг не на плоском мониторе, а через очки дополненной реальности.
Еще один тренд, который продолжит “залезать” во все большее количество сервисов и приложений – минимализм. Огромная популярность этого стиля объясняется просто: классика никогда не выходит из моды, а минимализм – это классика продуктового дизайна.
Также стоит отметить, что последние несколько лет дизайн-решения создаются не только для смартфонов, но и для других устройств. Все больше функционала компании переносят на различные гаджеты, такие, как умные часы. Этот тренд продолжит развиваться и позволит нам использовать другие устройства для действий, которые раньше совершались только с помощью телефона. Например, можно будет быстро и безопасно открыть машину с часов.
Тренд, набирающий популярность, – это синхронизация устройств. Как ни странно, но не все компании используют этот подход: если пользователь, совершая покупку на сайте с компьютера, отвлекается и открывает приложение на телефоне, ему не приходится заново вводить запрос. Синхронизация всех устройств в рамках одного продукта сильно упрощает жизнь пользователям, и я уверен, что в 2023 году этому будет уделяться огромное внимание.
Еще одна тенденция, которая продолжит развиваться в будущем, – использование анимации. Все больше взаимодействий в приложениях будет “обыгрываться” ею, а не только переходом от одного экрана к другому. Раньше использовать сложные анимации было труднее из-за недостаточной скорости интернета, но сегодня технологии развиваются по экспоненте, что приводит к стремительному улучшению качества анимации.