Вузы страны открыли двери для своих студентов. Позади конкурентная приемная кампания, борьба за абитуриентов, подготовка образовательной инфраструктуры, кампусов, корпусов, разработка новых образовательных программ, внедрение, инновации и многое другое.
Сегодня поговорим о том, как прошла подготовка к новому учебному году с ректором Пермского государственного национального исследовательского университета, доктором политических наук, профессором Дмитрием Красильниковым.
- Дмитрий Георгиевич, что нового в Пермском университете? Кто придумывает правила «игры»? На что ориентируется и делает ставку руководство вуза?
ДГ: Важнейшая задача университета – это создание возможностей для получения качественного образования в регионе. Здесь правила «игры» складываются для решения множества задач: демографических, экономических, а также в масштабах государственной политики. Сегодня важно создавать реальные возможности для того, чтобы талантливые ребята, высокобалльники оставались в Пермском крае. Поэтому мы развиваем сетевые образовательные программы, в том числе магистерские, с ведущими вузами России. Как мы знаем, один из факторов оттока молодежи из региона – поиск «лучшей жизни». Талантливые ребята стараются поступать в «топовые» вузы после окончания бакалавриата. Серьезный конкурс на магистерские программы ПГНИУ в этом году говорит о том, что мы всё делаем правильно.
- Как ещё можно способствовать развитию регионального высшего образования?
ДГ: Многие абитуриенты и даже выпускники не знают о карьерных возможностях, доступных в Пермском крае. Мы - промышленный регион, здесь есть большое количество предприятий, работающих, в том числе, в стратегических отраслях. И в этом направлении Университет выступает агрегатором. Взаимодействуя с нашими индустриальными партнерами, мы формируем кадровый резерв, нашим студентам мы даем фундаментальный базис и научные знания, которые в дальнейшем, в процессе длительной производственной практики, превращаются в компетенции, востребованные рынком труда. Студент и работодатель знакомятся ещё на этапе обучения. Выпускник знает куда будет трудоустраиваться, там его ждут. Представьте уровень мотивации.
- Получается, что Университет может быть посредником или связующим звеном между промышленностью, экономикой и студентами?
ДГ: Не просто посредником. Университет должен стать драйвером развития региона, быть субъектом разработки планов стратегического развития региона и муниципалитетов. Для этого сегодня у ПГНИУ есть все возможности. Есть специалисты, способные разрабатывать стратегию, кроме того крупнейшие предприятия Пермского края являются нашими партнерами, мы знаем какие кадры и научные технологии нужны на производстве, какие требуются для импортозамещения и технологического превосходства.
- Что можете привести в качестве примера?
ДГ: В этом году мы создали Институт компьютерных наук и технологий - это ответ на актуальные вызовы. IT-отрасль сегодня испытывает кадровый голод, в этих условиях необходимо в кратчайшие сроки закрыть потребность стратегических предприятий в профессиональных кадрах. Считаю обособление IT-специальностей правильным и своевременным решением. Будем активно развивать данное направления, пока сохраняется спрос на IT-кадры. Скажу больше: за этот год университет выстроил полноценную «лестницу образования». С 1 сентября начинал работу профильный Лицей ПГНИУ — это еще одно приобретение. Здесь старшеклассники смогут не только учиться с преподавателями вуза, но и пользоваться лучшим научным оборудованием, реализовывать проекты вместе с нашими экспертами. Это блок среднего образования, после которого Пермский университет предлагает бакалавриат, специалитет, магистратуру и аспирантуру. Также в структуре ПГНИУ есть и среднее профессиональное образование – Колледж ПГНИУ. А Региональный институт непрерывного образования ПГНИУ предлагает программы профессиональной переподготовки, в том числе и по IT-специальностям, после победы в программе «ПРИОРИТЕТ 2030» мы запустили программу «Цифровые кафедры».
- Получается, какой профиль или направление образования ни возьми, в Пермском университете есть всё?
ДГ: Да, уникальность Пермского университета заключена в сплаве гуманитарных и технических наук. Междисциплинарность стала мировым трендом высшей школы. Мы сделали университет точкой притяжения на карте Пермского края.
- Хорошо, столько структур, столько студентов и сотрудников, мы не можем не спросить про безопасность. Что сделано после 20 сентября 2021 года?
ДГ: Первоочередное – мы организовали межведомственную комиссию, в состав которой вошли представители МВД, ФСБ, Росгвардии, МЧС. В процессе модернизации системы безопасности Университета мы акцентировали внимание на инженерно-техническом оснащении, увеличении количества «физической охраны», организации патрулирования. Теперь подробнее: сотрудники отдела обеспечения правопорядка мы оснастили новыми средствами связи: стационарными и носимыми радиостанциями, все кнопки тревожной сигнализации выведены на дежурную службу Росгвардии, университетская система автоматической пожарной сигнализации подключена к региональной системе «Стрелец-Мониторинг». Организовано патрулирование территории кампуса силами ФГУП "Охрана" Росгвардии. Охрану корпусов и общежитий университета обеспечивает группа предприятий "Одиссей".
- Что ещё можно и нужно сделать, чтобы студенты и сотрудники ПГНИУ, и других вузов были в безопасности?
ДГ: Хороший вопрос. Очень важно профессионально работать с контингентом. На сегодняшний день ПГНИУ – один из немногих вузов, в основу работы которого заложена стратегия молодежной политики. Мы выстроили работу психологических служб, внедрили цепочки взаимодействия в случае выявления паттернов опасного поведения, создали институт наставничества в студенческих группах, прописали понятные и эффективные алгоритмы поведения в случае выявления угроз. Но важнее всего то, что ПГНИУ сегодня предоставляет молодежи широкий перечень направлений внеучебной деятельности. Наши студенты выбирают для себя творческие, спортивные, интеллектуальные коллективы, занимаются общественной деятельностью, вступают в волонтерские организации. Для удобства такой деятельности мы открываем креативные пространства и коворкинги, также, в данный момент идет работа над проектом физкультурно-оздоровительного комплекса. Вот так происходит борьба за умонастроения студентов.