Сегодня приоритетная задача государства в отношении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - устройство их в семьи. Ведь каждому ребенку, безусловно, лучше в семье, чем в государственном учреждении. Это аксиома.
Но, несмотря на то, что тема приемного родительства сейчас весьма актуальна – многие масс-медиа публикуют различные материалы, созданы группы поддержки – как показывает практика, обычный человек, у которого только возникла мысль принять ребенка в семью, не совсем понимает, что ему делать и куда идти.
Это незнание возникает в силу многих обстоятельств: обилия информации, а также ее разрозненности. Поэтому зачастую возникает страх, что все невероятно сложно, долго и непонятно. Поэтому все чаще люди, которые прошли путь приемного родительства, пытаются помочь тем, кто еще даже не принял решение, а только начал задумывать о том, чтобы принять чужого ребенка в свою семью.
Марина Лисавенко – волонтер, педагог-психолог, мать троих приемных детей, за чьими плечами долгие годы работы с детьми, расскажет о проекте «Я приемный родитель», который был создан двумя мамами приемных детей в рамках ВОБО «Общие дети»: как возник и чем он помогает людям.
- Что послужило причиной создания проекта «Я приемный родитель»?
- Мне кажется, любой проект возникает по двум причинам: первая – у тебя есть какая-то идея внутри себя, и вторая, не менее важная – у тебя есть единомышленники. И когда эти составляющие соединяются в одной точке, именно в этот момент времени рождается некий продукт. Так и с нашим проектом «Я приемный родитель». Мой соратник и друг Юлия Величко, мама двух приемных детей – соорганизатор проекта. Мы много лет занимаемся детьми-сиротами и вопросами, связанными с ними. Очень часто прилетают сообщения в соцсетях, люди звонят по телефону. И в один прекрасный момент мы поняли, что уже пора заниматься этим осознанно, серьезно и целенаправленно.
- Свой проект вы организовали весной 21-го года, в очередную волну пандемии. Как сильно на волонтерство влияет COVID-19?
- Нужно сказать, что весной 21-го года всем думающим людям показалось, что вся эта история с пандемией надолго. Нас вечно будут открывать, закрывать, мы будем болеть и выздоравливать, но детей-сирот от этого не становится меньше, а проблем устройства их в семью становится только больше. И соответственно, независимо от того, есть пандемия или нет, жизнь продолжается. Мировая история показывает, что даже после великих эпидемий жизнь не останавливалась. Просто люди начинали искать способы лечения, вакцинации и так далее. То же самое происходит и сейчас. Бубонная чума бушевала по миру 7 лет, а мы во всем этом только 2-ой год живем, и сколько еще так жить – неизвестно. А проект наш появился, запустился и продолжает развиваться.
- Развейте самые большие мифы о приемном родительстве, ведь многие, наслушавшись баек, отказываются от данной затеи.
- Ну, мы для себя выявили, что базовых мифов всего четыре. О них неоднократно говорилось, но мы всегда будем к ним возвращаться и продолжать их развеивать при наших встречах с новыми людьми.
Первый миф самый распространенный: ребенок, которого вы собираетесь «осчастливить» своим приемным родительством, должен быть благодарен вам до конца своих дней. Нет, нет, и еще раз нет! Ничего он вам не должен. Посмотрите на эту ситуацию под другим углом. Что будет, если мы сейчас выйдем с вами на улицу и встретим любого человека, который нам более или менее понравится, подойдем к нему и заставим его с собой жить? Мне кажется, что он будет сильно сопротивляться. Это взрослый человек, который имеет возможность сопротивления, а любой ребенок в казенном учреждении, конечно же, хочет в семью, но никогда нельзя забывать, что вы для него чужие люди, и банально можете ему не понравится. Это нормально. Поэтому важно, как вы выстроите отношения внутри семьи, настолько теплыми и доверительными они станут. Это работа, каждодневная и местами очень сложная.
Второй миф – про абсолютную любовь. Тут важно понимать, что мы расцениваем это понятие как ресурсное состояние. У нас есть много примеров отказных детей, когда у мамочек не возникло истории «вечной любви», то есть материнский инстинкт не проснулся, и именно поэтому ребенок оказался в казенном учреждении. Если этого ресурса внутри нет, то вообще в принципе за родительство браться не нужно, потому что не факт, что оно появится в процессе пути. Если вы понимаете, что у вас есть этот ресурс, и у вас появляется ребенок, то он достается из глубин, и с этим уже начинается работа. Вы его направляете в конкретное русло к конкретному ребенку. Но если у вас нет этого ресурса, то вы его и не возьмете нигде, ваш это ребенок или приемный.
Третий миф – в органах опеки и попечительства сидит одна злая тетенька, которая все решает. Конечно, там есть начальник отдела опеки и попечительства, но на самом деле это целая система, которая состоит из многих людей. Каждый занимается своим делом и разными формами устройства детей в семью. Это и опекунство, и усыновление, и такая форма, как приемная семья, семейный детский дом и так далее. Если этим будет заниматься, как нам показано в фильмах, один человек, например в одном большом районе нашего города, то он просто сойдет с ума, потому что это не только отдать ребенка в семью, это еще и постоянно контролировать его там.
Соответственно, оттуда же четвертый миф в копилку мифов – история про то, что нам показывает телевидение и всякие источники о том, как вы приходите в детский дом и начинаете выбирать себе «симпатичного» ребенка. В жизни важно понимать, что вы не на рынке, и дети – это не картошка, не морковка и не капуста. Когда вы собираетесь стать приемным родителем, то ни один уважающий себя дом-интернат не пустит вас, что бы вы выбрали себе ребенка, как в магазине, по степени «ах, какой славный!». Во-первых, потому что вы в очереди не одни, а во-вторых, потому что остальные дети, если вы будете ходить среди них, и вдруг на кого-то обратите особое внимание, скорее всего будут глубоко опечалены. То есть это для них будет психологической травмой, в их маленьких, или больших головках сразу начинаются вопросы «Почему не я?», «Чем я хуже?» и так далее. Вот во избежание подобных ситуаций в органах опеки и попечительства с заботой о детях предлагают каждому приемному родителю одного ребенка для знакомства. То есть, сначала вы едете знакомиться с одним ребенком, и если понимаете, что он вам не подошел, то пишете отказ, и вам предлагают следующего, а не выставляют их в ряд, как в магазине на витрине.
- В чем суть проекта «Я приемный родитель»?
- Давайте начнем с главного – проект существует, как я уже упоминала выше, в рамках волонтерской областной Воронежской организации «Общие дети», которая и занимается детьми-сиротами. И его руководитель Ксения Юрьевна Пенькова, с самого начала была за подобный проект, потому что поступает очень много обращений в организацию: «Ребят, с чего начать? Вы же занимаетесь сиротами, помогите нам». Очень важно сказать, что организация «Общие дети» и наш проект «Я приемный родитель» НЕ ЗАНИМАЕТСЯ устройством детей в семью, мы НЕ ИЩЕМ детей для вас и вообще в принципе их НЕ ИЩЕМ. Мы рассказываем механизмы работы, и как дальше с этим ребенком, который у вас недавно появился, наладить взаимоотношения. То есть никаких баз с детьми у нас нет. Они есть в общем доступе на федеральном уровне. Дети, к которым мы приезжаем в рамках других благотворительных проектов, имеют статус отказников, или могут быть взяты под опеку. Они находятся в федеральных базах и в базах районных органов опеки и попечительства. Поэтому всех детей нужно искать именно там. Так вот, Ксения Юрьевна всегда поддерживала данную идею. У меня у самой трое, у Юлечки двое приемных детей. Так и мы и продолжаем двигаться вперед. Пока этого достаточно, поскольку мы только в начале пути, а как известно, любому проекту нужно время. Надо не забывать, что летом мы все отдыхаем, занимаемся своими детьми, но остаемся на связи. А в ноябре 2021 года мы все пытались в очередной раз как-то выжить, причем в буквальном смысле этого слова. Поэтому все идет своим чередом.
- Какие цели преследует ваш проект? Что выполнено, и что выполняется за эти полгода?
- Мы не ставили перед собой какие-то глобальные задачи. Их всего две. И они очень простые. Первая – помочь тем людям, которые задумались о том, чтобы стать приемными родителями. То есть, люди не знают с чего начать, не знают механизмов данного направления, вплоть до того, что даже не в курсе, куда пойти за документами. Мы знакомим с семейным кодексом Российской Федерации. Если есть внутренние сомнения или сопротивления, то пытаемся понять, почему так, что пугает людей. Отвечаем честно на те вопросы, которые нам задают. У нас большой собственный опыт, мы им честно и откровенно делимся, без утаек. И если хотя бы один из вновь пришедших людей окончательно убедится в мысли, что он готов стать приемным родителем – это успех. Или наоборот – решит не брать приемного ребенка – это тоже результат, даже тоже в некотором роде успех. Ведь будущий приемный родитель должен быть морально готов к непростому пути.
Вторая задача – хотели и хотим создать некую теплую, атмосферную историю с коммуникацией приемных родителей, а именно тех родителей, которые уже прошли через весь этот путь и у кого уже есть приемные дети, потому что, как выясняется, им зачастую некуда пойти и некуда податься. Мы сталкиваемся с таким почти каждый день, нам поступают сообщения «Ребят, что нам делать?», «Как нам быть?», «У нас такие сложности!» и так далее и тому подобное. То есть люди оказываются один на один с приемным ребенком. Мы же хотим исправить эту ситуацию, потому что бывают моменты с приемными детьми, когда нужна помощь, даже просто поговорить.
На сегодняшний день у нас есть несколько семей уже в процессе сбора документов для того, чтобы стать приемными родителями, которых мы поддерживаем и подсказываем, и несколько семей, которые уже имеют приемных детей, которым мы стараемся помочь.
Но самое главное – мне кажется, что к лету 2022 года мы вышли на ту самую атмосферную историю, о которой задумывались изначально. А это уже большое достижение, когда приходящие к нам люди, чувствуют поддержку и помощь.