В легендарном Ленкоме 23 марта – премьера 2022 года спектакль «ЛюБоль» по пьесе Андрея Яхонтова в постановке народного артиста России Андрея Соколова. Интервью с ним было опубликовано в «АН» №8 от 2 марта. А одну из главных женских ролей в спектакле играет заслуженная артистка России Екатерина Гусева, специально приглашённая на этот проект. В спектакле также занята Светлана Илюхина, которая играет в Ленкоме в таких спектаклях, как «Королевские игры», «Вишнёвый сад», «Шут Балакирев» и др.
– Светлана, о чём спектакль «ЛюБоль»? Кого вы играете, какой характер у героини?
– Спектакль про нашу жизнь, о том, что люди сами мешают себе быть счастливыми, как пагубные привычки меняют наши судьбы, о том, что любовь всегда связана с болью. Но только любовь – ждёт, верит, прощает. Наши персонажи – обычные люди. Он, которого играет Иван Агапов, и его Друг (Андрей Соколов), Она (Екатерина Гусева) и её Подруга, которую играю я. Он поддаётся уговорам Друга и чуть не теряет свою любимую женщину. И у персонажа Кати Гусевой множество разных душевных метаний.
Моя героиня приезжает в столицу из провинции и пытается устроить свою жизнь. Цель – попасть в определённый круг общения. У неё своеобразная манера поведения, наряды. Наконец она получает статус, о котором так мечтала. Но внутри остаются прежние порочные привычки, когда невозможно остановиться и что-то реально поменять в себе, в своей душе.
А ещё я играю в спектакле 16 женских образов, разные типы женщин, которые стоят на пути мужчины.
– Вы хотя бы чем-то похожи на свою Подругу?
– Что вы, я мать троих детей! У меня два сына и годовалая дочка… Героиня – одинокая и глубоко несчастная бизнес-леди, она не любит своего мужа, муж не любит её. У меня всё наоборот.
– Как вам работалось с Андреем Соколовым?
– Прекрасно. Раньше я работала только с Марком Анатольевичем Захаровым. Манеры у них, конечно, разные. У Андрея Алексеевича всё готово, он знает, как должно быть. Захаров шёл от актёра. Тонкий психолог, очень умный, он заставлял тебя думать. «ЛюБоль» – это скорее спектакль формы. Здесь надо чётко выполнять мизансцены, повторять определённые интонации. Есть правила игры, которые мы должны точно соблюдать. Это большой опыт, у меня ещё не было роли такого плана.
Андрей Алексеевич – очень мягкий человек в общении, выслушивает предложения актёров, готов что-то пробовать. Но, повторяю, у него всё чётко, по расписанию, нам перед каждой репетицией присылается план действий. Стараемся его соблюдать.
– Екатерина Гусева – приглашённая актриса. Какие у вас сложились отношения? Как принял «чужестранку» Ленком?
– У нас замечательные отношения. Катя – очаровательный человек, с ней легко работать, мы с ней в чём-то похожи. У неё двое детей, есть общие темы для разговора. Катя на своём месте, труппа восприняла её прекрасно.
– Вы в Ленкоме с 2007 года. Кого из великих артистов застали?
– Видела последний спектакль Александра Абдулова. С Олегом Ивановичем Янковским мы начинали репетировать «Вишнёвый сад», где он играл Гаева. Это был гениальный артист, он настолько умел перевоплощаться. Очень интеллигентный, тонкий человек. Когда я только пришла в Ленком на открытие сезона, в буквальном смысле распахнула дверь в зал, первым, кто ко мне подошёл, был Янковский. Пожал мне руку и сказал: «Добро пожаловать!» Это я запомнила на всю жизнь. В «Вишнёвом саде» он очень интересно строил образ Гаева. Гаев Янковского – очень жёсткий человек, который всё чётко понимает, с юмором, со своей неизменной трубкой.
Когда Олег Иванович ушёл, перед выпуском «Вишнёвого сада» мне приснился сон. Что-то светлое впереди, и там открываются двери, появляется Янковский и говорит мне: «У тебя всё будет хорошо». И исчезает…
– Мистика! А вы ведь ещё Леонида Сергеевича Броневого застали? Он играл Фирса в «Вишнёвом саде»…
– Да! В «Вишнёвом саде» я играю Дуняшу. Но как было – в начале работы над спектаклем порепетировала, и меня посадили в «запас». Дальше репетировала другая девочка. Иногда только Марк Анатольевич вспоминал обо мне. А потом мне позвонили ночью перед премьерой и сказали: «Светлана, вы завтра играете!» Естественно, очень переживала. И помню, что перед премьерой Леонид Сергеевич положил мне руку на спину, похлопал и сказал: «Всё хорошо. Тебя испытывают!» У нас с ним были очень хорошие отношения, хотя Броневой мог и послать человека куда подальше, если ему что-то не нравилось.
– Вы играете в Ленкоме множество персонажей из других эпох. Вам нравится носить исторические платья, корсеты, кринолин, шляпки? В них удобно современной женщине?
– Мне удобно, я очень люблю. Происходит преображение, сразу пластика другая, чувствуешь себя по-другому, более свободно. Это некий карнавал. Всегда вспоминаю Марка Анатольевича, он говорил, что актёр должен быть ремесленником. И эти быстрые переключения, переодевания из одного костюма в другой – это наше ремесло, чем мы должны владеть.