Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Интервью № 4(799) 2–8 февраля 2022 г. 13+

Телеведущий Андрей Максимов: Я светский верующий человек

, 20:27

Телеведущий Андрей Максимов: Я светский верующий человек

Известный телеведущий, писатель, театральный режиссёр Андрей МАКСИМОВ на этот раз выступает с совершенно неожиданным романом. Это роман светского верующего человека о жизни и спорах двух священников в Храме небольшого города. Роман-притча о том, что такое Вера, что значит верить, а значит, доверять Богу. Можно ли спорить о библейских истинах? Можно ли спорить о Вере? Может ли светский человек описывать жизнь Храма, пусть даже в притче? Роман был отвергнут разными издательствами, в которых решили, что такой спор невозможен. Окончательное решение – за читателями.

– Почему вы назвали книгу «Соль неба»? Есть же сказанное Спасителем в Нагорной проповеди выражение «соль земли» про достойных и богоугодных людей. Разве не о них идёт речь в книге?

– О них. Почему «Соль неба»? Мне просто понравилось словосочетание. Были самые разные варианты. Изначально я вообще писал роман под названием «Люди». Потом я подумал, что это на что-то похоже. Вообще мы когда-то придумывали названия. По 15–16 вариантов к одному материалу. Я работал тогда в «Комсомольской правде». Придумывать название – это непросто. Мне кажется, что название должно косвенно отражать содержание, а не напрямую и быть каким-то загадочным и привлекательным для читателя. Для меня это никогда не было принципиальным. Возможно, я не прав. Это моё мнение.

– «Соль неба» – это название уже указывает куда-то высоко.

– Это указывает на то, что мы будем говорить не только о земных проблемах, но и о каких-то ещё, более высоких.

– Давайте начнём с события, изменившего мир в целом и сознание людей. Почему так случилось, что в 1917 году в принципе верующая страна Россия отошла от Бога и очень быстро превратилась в страну атеистов?

– Вы знаете, это и для меня очень важный вопрос. Недавно у меня вышла книга, которая называется «Неностальгическая, антисоветская книжка», и там тоже об этом подробно написано. Там есть ответ на этот вопрос. Мне кажется, тут две причины. Первая: большевики догадались придумать религию, потому что социализм – это религия. Это не управление действиями. Это была религия, в которой существовал бог – Владимир Ильич Ленин, и вместо икон повсюду висели его портреты. И социалистические идеи были заимствованы из Библии. Вторая же причина, по-видимому, в том, что церковь как-то так вела себя до революции, что люди перестали доверять священнослужителям. Это вопрос не веры, а доверия работникам церкви. Конечно, были разные случаи. Были и такие, когда люди защищали церковь, в то время как другие сносили колокола, разрушали стены. Мне кажется, что в этой ситуации немалая ответственность лежит и на самой церкви. И ещё одно обстоятельство, может быть, самое главное, – большевики были невероятно агрессивны. И когда Ленин писал, что надо уничтожить как можно больше попов, агрессивное сообщество мечом и кровью вбивало в головы людей новую религию. Новая религия продержалась всего 70 лет. Это мизерный срок с точки зрения истории. И мне кажется, что это произошло во многом именно потому, что она была вбита не по желанию людей, а против их воли.

– Устами своих героев в романе вы даёте несколько определений слову «вера». Вот какое бы из них взяли, для того чтобы объяснить людям? Как донести до них смысл, чтобы они сделали первый шаг на пути к вере?

– Я провожу психологические консультации, и первый вопрос, который задаю человеку, – верующий он или нет? И очень часто человек отвечает, что он неверующий, а потом выясняется, что на самом деле является таковым. Для меня человек является верующим, если присутствуют два момента. Первый: человек любит людей вне зависимости от их вероисповедания, национальности и так далее. Он понимает, что любой человек заслуживает уважения и любви. Второй момент: человек ощущает себя живущим в присутствии Бога. Я хочу сказать одну очень важную вещь. Книга «Соль неба» – не книжка священника. Она написана светским верующим человеком, который много встречался со священниками, прочитал большое количество книг Святых отцов и просто книг священников, но который никогда в церкви не работал. Поэтому это мой светский взгляд на церковную жизнь. Именно так это надо воспринимать, а не как некое документальное повествование. Поэтому в этой книге нет ни одного описания, ни одной службы. Неслучайно «Соль неба» имеет жанр роман-притча. Эта книга, собственно говоря, про двух людей, у которых разный взгляд на веру. Они оба верующие, это священники – герои книги, но у них разный взгляд на веру.

Уважаемые читатели!
Приглашаем вас на встречу с Андреем Максимовым 8 февраля 2022 года в книжный магазин «Библио-Глобус»
(ул. Мясницкая, д. 6/3, строение 1; м. «Лубянка», м. «Китай-город»).
Начало в 19:00. На встрече известный писатель презентует свой новый роман-притчу «Соль неба».
Вы сможете приобрести книгу с автографом писателя.

– А сами могли бы представить себя на месте священника?

– Нет. Мне кажется, что священник – это абсолютно определённое призвание. Нужен определённый человеческий тип. Мне кажется, что священником как раз рождаются. Для меня священники – это абсолютно отдельные люди. Я говорю сейчас про подлинных священников. Потому что священники есть разные. В церкви служат разные люди. А вот подлинные священники, с которыми я встречался, у них совершенно иное отношение к жизни, к людям. И на них, конечно, лежит сакральный свет.

– Поэтому не случайно подчеркнули, что вы светский верующий?

– Я светский верующий человек, который с помощью этого романа пытался разобраться в важнейшем для меня и, мне кажется, не только для меня вопросе, о том, что такое вера. Как соотносить реальную жизнь с теми заповедями, которые есть в Библии. Вообще Библия – главная книга в моей жизни. Как человек приходит в храм? Какую роль играет учитель? Как человек становится священником? Я пытался во всём этом разобраться.

– Герои романа изначально не верили в Бога, отрицали его существование. Однако в жизни каждого потом происходили события, которые и привели к вере, и самих людей сильно изменили. А скажите, вот к Богу люди приходят только через испытания, через какие-то страдания или всё-таки есть и какие-то другие пути?

– С моей точки зрения, есть две вещи, которые не человек находит, а которые находят человека. Это любовь и вера. Нельзя найти любовь. Нет такого места, куда бы ты пришёл, поискал любовь и нашёл. Человек может к этому готовиться или не готовиться, но это всегда такая чудесная история. То же самое происходит и с верой. Не человек находит веру. А Бог приходит к человеку. Бог всегда видит человека. Чаще всего, к сожалению, это происходит в печальных событиях, когда Бог – это единственная помощь, которая есть всегда. Когда у человека больше ничего не остаётся, например, болезнь. Болезнь близких. Вот я верил в Бога всегда, сколько я себя помню. Но очень редко молился. Я помню, что, когда случились взрывы домов в Москве, был такой момент, что казалось – ещё день-два, и всё начнёт взрываться. Я в это время делал ночную передачу. И очень чётко понял, что просить о помощи в этот момент могу только Бога. Потому что никакая милиция нас не защитит. Вот тогда я начал регулярно молиться. К сожалению, это происходит так. Близость беды, опасность заставили обратиться к Богу. Иногда это происходит по-другому. Например, через семью, как у меня. У меня была верующая мама. Она меня учила. Это всё Божий промысел. И вот в такой непростой момент жизни Бог входит в душу человека. Некоторые начинают Его ощущать.

Давайте вспомним, что князь Владимир, памятник которому стоит в Москве перед самым Кремлём, принял православие перед самой смертью, а до этого он был неверующий. Прийти к вере никогда не поздно.

– Слово «вера» имеет один корень с другим словом – «доверие». Вот его-то как раз очень не хватает нашим современникам. И люди ищут других людей, чтобы открыться им, чтобы довериться, людям нужна исповедь. Без откровенного разговора с другими людьми, без того, чтобы открыть душу, человек, по-моему, жить не может. А если и может, то он страдает. Вот это тоже ведь путь к Богу. Получается, что у человека есть такая потребность?

– Ну, возможно, это один из вариантов. Вообще вера в Бога – это доверие к Богу. Мне кажется, что вот эта фраза: «Спасибо Господу за всё» – она очень глубокая. В ней очень важны слова «за всё». Потому что пройдёт какое-то время, и ты поймёшь: что бы с тобой ни происходило, это было необходимо. Даже самые, казалось бы, ужасные происшествия в жизни тоже для чего-то были необходимы. Мне вообще кажется, что Бог – субстанция очень добрая. Бог – есть любовь.

Когда я начал заниматься психологическими консультациями, меня поразило, почему ко мне приходят люди и почему я имею возможность на них влиять. Это потом уже, окончив курсы Института христианской психологии, получил какие-то знания. У меня особых знаний не было сначала, а люди всё равно ко мне приходили. Я просто на них сосредотачиваюсь, и этого оказывается очень много. Человеку совершенно необходимо, чтобы на нём сосредоточились, что-то рассказали, выслушали его. В этом смысле, конечно, роль священников огромна. Священник – это человек, который сосредотачивается на любом. Причём хорошо, когда приходится сосредотачиваться на милом, приятном, интеллигентном человеке. А вот когда человек вызывает негативные чувства? Умение священников увидеть в любом человеке Божье создание невероятно. Мне кажется, что главная задача церкви – это сосредоточиться на человеке и помочь ему. Об этом в романе очень много говорится. И поначалу взгляды двух священников разнятся в этом. Потому что для одного человека – это очень важная работа, а для другого – это жизнь.

– Отец Тимофей, герой вашего романа, – личность, конечно, неординарная, внушающая уважение, а кому-то ещё и страх. Он ломает стереотипы, снимает оковы заблуждений, лечит душевные раны, но при этом, защищая одних людей от других, наносит обидчикам телесные раны. Потом слёзно раскаивается в содеянном. Просит у потерпевших прощения. Причём он страдает с ними. Вот у кого-то, кто прочтёт этот роман, может создаться впечатление, что это нетипичный священник. Или всё-таки это тот самый тип священнослужителей, на которых держится православная церковь?

– Мне кажется, что священник должен быть таким. Мне, светскому человеку. Если бы я учился в духовной семинарии, то я бы, наверное, иначе воспринимал работу священника. Но для меня настоящий священник такой.

– Мне показалось, что он отчасти ещё и прозорливый.

– Дело в том, что те лучшие священники, которых я видел в своей жизни, те книги, которые я читал, они, с одной стороны, конечно, земные, а с другой стороны, надземные. Они какие-то вещи понимают, которые обычные люди не понимают. И они чувствуют людей. Вот я читал замечательную книжку Иоанна Крестьянкина. Удивительный был священник, который совсем недавно нас покинул. Я читал книгу женщины, которая долго с ним работала. Она приехала в первый раз к нему. Он её не знал, но сразу сказал: «Мы будем вместе работать». Она говорит: «Я ни сном ни духом не думала об этом». А потом она осталась. Они что-то такое понимают и чувствуют. Это невозможно описать. Люди, которые работают в церкви, работают в сакральном месте. Это может сделать их какими-то немножко необычными, немножко странными. Но они понимают и чувствуют больше, чем остальные. И этот дар у них от Бога.

Книги вы можете приобрести наложенным платежом, заказав по телефонам 8(495) 980‑45-60, 8(958) 636-51‑80 или направив по электронному адресу: zakazknig@argumenti.ru, или по почте: 125167, г. Москва, Авиационный пер., д. 4а, заявку и ваш точный адрес с индексом, ФИО полностью. В теме письма укажите «ЗАКАЗ КНИГ». В Москве книги можно купить по издательской цене в редакции по адресу: ст. м. «Аэропорт», Авиационный пер., дом 4а (здание МФЮА), к. 104, либо заказать по телефонам 8(495) 980-45-60, 8(958) 636‑51‑80 (стоимость доставки в пределах МКАД – 300 руб.). Мы работаем: пн. – пт. с 10:00 до 18:00. 16+

ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ КНИГИ – НА САЙТЕ WWW.LITRES.RU

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram