Офицер-подводник Юрий КРУТСКИХ, автор завоевавшей популярность у читателей книги «Камрань, или Невыдуманные приключения подводников во Вьетнаме», рассказал о жизни подводников и о том, какими изобразил их в своей повести.
Мишень для своих
- Юрий, почему вы стали подводником? Что послужило причиной такого выбора в юности?
– Ещё в первом классе я решил, что буду командиром подводной лодки. Я родился и вырос в СССР, а там большое внимание уделялось воспитанию патриотизма. Начиная с детского сада нас учили любить родину, а мальчиков готовили к защите родины. Это откладывалось в подкорке. Помню утренники, посвящённые 23 Февраля. У меня осталась масса фотографий того времени – я на них всегда в матросской форме. А когда вышел фильм «Командир счастливой «Щуки» с Петром Вельяминовым в главной роли, я его посмотрел раз 50! После этого я ни разу не усомнился в выборе профессии. И когда в 1988 году я поступал в Тихоокеанское высшее военно-морское училище, то, как и десять лет назад, цель была одна – стать командиром подводной лодки.
– Как складывалась ваша служба?
– Всё было хорошо. Попав по распределению в бригаду дизельных подводных лодок, базирующихся во Владивостоке, я рьяно приступил к осуществлению своего плана. За месяц сдал все необходимые зачёты по устройству корабля. Мне повезло – подводная лодка стояла в заводе, была возможность проползать всё на пузе, забраться в такие очкуры (закоулки по-владивостокски), куда потом попасть было бы невозможно. Да и командир заботливо помог – запретил сход на берег, пока не сдам все зачёты. В итоге уже через месяц я стал полноправным членом экипажа. Вахты и дежурства стали расписывать уже в том числе и на меня, нагрузка на остальных офицеров сократилась – отсюда и другое отношение к молодому лейтенанту. Но, для того чтобы стать полноценным корабельным офицером, надо было ещё проставиться – накрыть стол, что и было сделано на самом высоком уровне. Отмечали в офицерском кафе. Я тогда первый раз в жизни напился. Помню, вышел на улицу дыхнуть воздухом, а там напёрсточники людей разводят. Посмотрел – ну что за глупый народ, думаю, тут же выиграть – никаких проблем! Взял и поставил 25 рублей. Ну и понятное дело, проиграл. Вернулся за стол мрачнее тучи. Замахнул стакан спирта, запил услужливо поданным стаканом водки и даже не заметил. Командир давай пытать: «Что, минёр, случилось?» Пришлось признаваться в собственной глупости. Через пять минут напёрсточники лежали с вывернутыми карманами, командир отдал мне мои 25 рублей, остальные деньги выбросил в урну. Не помню, как добрался, но проснулся утром в своём отсеке. Настоящего моряка ноги всегда приведут на корабль! Скоро началась морская служба. Подводные лодки нашей бригады редко стояли у пирса. Их ещё называли велосипедами – постоянно куда-то спешили. То флотские учения, то отработка задач, то мы по кому-то стреляем, то по нам.
– А как это, извиняюсь, по вам? Неопасно?
– Да нормально. Работали как подводная лодка – цель. Надводные корабли по нам тренировались и свои же братья-подводники. Понятно, что стреляли учебными торпедами. Ставили глубину хода торпеды на 20 метров выше нашей глубины и палили. Неприятно, конечно, сидеть в отсеке и слышать, как жужжит, приближается и проносится над головой двухтонная болванка. Но ничего страшного – ко всему привыкаешь.
Мечта не сбылась из-за 90-х
– Были на вашей памяти какие-нибудь аварии, экстремальные ситуации?
– Почему журналистам обязательно нужна авария, желательно с человеческими жертвами? И в кино то же самое. У обычного человека уже сложилось мнение, что подводные лодки только тем и занимаются, что горят, взрываются и тонут. Слава богу, это не так. Где был бы наш флотский профессионализм? Тут всё зависит от командира. От его педантичности и требовательности. Как он организует экипаж, как подготовит офицеров, как те, в свою очередь, подготовят матросов. Вопреки сложившемуся мнению, хорош командир не тот, который героически взрывался, тонул и горел и прошёл, таким образом, через все романтические горнила, а тот, который педантично, без позёрства, изо дня в день исполняя свои обязанности, сумел на корабле ничего подобного не допустить. Вот и меня угораздило попасть к такому командиру. Он драл с офицеров три шкуры, те, в свою очередь, драли с матросов, в итоге, стыдно сказать, – ни одной сколь-нибудь существенной аварии за всё время службы! Даже за праздничным столом на День флота друзьям пощекотать нервы нечем, всё какая-то мелочовка.
– Служба сводила вас с множеством людей, во многом, наверное, неординарных, кто запомнился больше всего?
– В первую очередь командир. Это Человек, Офицер с большой буквы! Карьера его была не совсем типичной даже для той, без преувеличения скажу, героической эпохи. На его счету было несколько боевых служб в Индийском океане, длительностью по году и более, и несчётное количество полуторамесячных «автономок». Непосвящённому трудно представить – двенадцать месяцев в тропических широтах на маленькой дизелюхе, без кондиционера, с ограниченным запасом пресной воды, без элементарных бытовых удобств! В грязи и духоте, в состоянии предельной скученности. Конечно, многие подводники прошли через это горнило, но в отличие от них, отдавших подводному флоту кто пять, кто семь, максимум – десять лет, наш командир прослужил на дизелюхах больше двадцати лет! С таким вот человеком-кремнём свела меня судьба.
– Так, а сами-то вы всё же стали командиром? Осуществилась мечта?
– Нет. В начале девяностых начался всеобщий раздрай. Корабли стояли месяцами у пирсов, ржавели, не было топлива, перестали платить зарплату. Потом потихоньку стали продавать китайцам на металлолом. Служить было не на чем. К этому времени я уже стал отцом семейства, родилась дочка. Надо было кормить семью. И, не дослужив полтора года до пенсии, я уволился из рядов ВМФ по сокращению штатов. Знания и умения, полученные на флоте, на гражданке оказались никому не нужны. Один лишь раз, услышав на собеседовании, что я минёр, мной искренне заинтересовались, предложили кофе и полушёпотом спросили: «А если, скажем, подорвать кого-нибудь… Можешь?» Я ответил, что могу, но не буду, и ко мне сразу же пропал интерес. Да, пришлось хлебнуть в девяностые... К сожалению – не мне одному.
Хотел рассказать о людях
– Давайте поговорим о ваших книгах. Первая, с «говорящим» названием «Камрань, или Невыдуманные приключения подводников во Вьетнаме», вышедшая в свет в 2019 году, вызвала у читателей большой интерес. В Интернете уже более 60 тысяч прочтений, в книжных магазинах – ажиотаж. Чем можете объяснить такой успех начинающего автора?
– Это была моя первая книга. Решив издаваться самостоятельно, я рискнул и выпустил её достаточно большим для нашего времени тиражом – 3 тысячи экземпляров. Был страх, что зависнет, – у народа стремительно падает интерес к бумажной продукции. Но книгу стали активно покупать, читать, и меньше чем за год тираж был распродан! То, что сейчас продаётся в магазинах, – это уже второй тираж. Чем объяснить такой успех – трудно сказать. Судя по отзывам читателей, книга привлекает неизведанностью темы, юмором, простотой изложения, ну и своей актуальностью, несмотря на то что описываются события тридцатилетней давности.
– Какой жанр книги? Это воспоминания, мемуары?
– Нет. Это художественное произведение, повесть, но на основе реальных событий. В восьмидесятые годы, когда наш ВМФ был на пике своего могущества, советские корабли и подводные лодки действительно бороздили просторы Мирового океана. Времена были хоть и перестроечные – на самом высоком уровне пропагандировался пацифизм, но порох приходилось держать сухим. Вспомните многочисленные провокации у наших границ. Американцы таким образом прощупывали, искали слабые места, смотрели на реакцию. Наша подводная лодка тогда базировалась в Камрани, порт в южном Вьетнаме. Оттуда мы выходили на задания: дежурили на коммуникациях, вели разведку, обеспечивали наших надводников, следующих на боевую службу в Персидский залив. Работы всем хватало. Понятно, что о той жизни много интересного можно рассказать. Жалко, если всё это канет в Лету. Вот и задумал я написать на основе тех событий книгу. В этом году вышло продолжение – «Камрань, или Последний «Фокстрот». Судя по сводкам из магазинов – тираж тоже быстро заканчивается.
– Приключения подводников – звучит несколько авантюрно.
– Я неслучайно дал такое несерьёзное название. Хотел показать подводников не каменными глыбами, не застывшими монументами, чем грешила при всём моём к ней уважении советская литература, а реальными людьми, которым не чуждо ничто человеческое. Я хотел сделать срез той, неизвестной большинству читателей жизни, приподнять пласт. Возможно, я сделал это с излишней долей натурализма, но иначе сложно было добиться достоверности. Да, мои герои пьют водку, матерятся, не всегда бывают верны своим жёнам, бывают легкомысленными, но это именно те люди, которые с большой буквы, с которыми, как в школе говорили, можно пойти в разведку. Герои в книге, конечно, имеют свои прототипы, но в основном – это собирательные образы. Несколько глав в книге посвящено спорам офицеров в кают-компании, где штурман Борисыч отстаивает традиционные ценности, а основная масса офицеров, уже оболваненных перестроечной болтовнёй, не могут понять и смотрят на него как на дурачка. Тут я использовал известный литературный приём – вложил в уста героя какие-то свои мысли. Предпринял попытку донести их. Кроме того, я хотел донести до моих современников, погрязших в вещизме, и до молодёжи, что в жизни есть иные ценности, отличные от тех, которые нам навязывают телевизор и Интернет. О чём книга? Если коротко – об эпохе и людях. Главным для меня было сохранить атмосферу того времени, мысли, чаяния людей, оказавшихся в смутное время на другом конце земли, на переднем крае холодной войны.
– Книги ваши можно купить в книжных магазинах, но времена сейчас тяжёлые, у многих людей нет денег на самое необходимое. Есть возможность приобрести книги где-нибудь подешевле?
– Можно заказать на сайте http://kamranbook.ru. Так будет гораздо дешевле. Но те, кому совсем туго, набирайте в любом поисковике: «Камрань, читать бесплатно», и тут же откроется несколько площадок. Читайте, получайте удовольствие, на своих книгах я не зарабатываю.