25 марта 1949 года произошла крупнейшая и страшная депортация жителей Латвии в Сибирь. Президент Латвии Эгил Левитс выступил с обращением перед народом страны.
«Сегодня одна из дат, которые формируют наше, латышское видение мира. Мы также смотрим, как мир относится к этому преступлению, и это важно для нас!», - заявил глава государства.
Да, это важно для народа Латвии. Для тех, чьи семьи разделились «до» и «после». Разделились сердца, судьбы, люди…
От депортации 25 марта пострадали многие жители Латвии. И этому есть доказательства, документы.
Специально для балтийского бюро «Аргументы Недели» интервью с полковником КГБ ЛССР в отставке, историком.
- Вечная тема, страшная, болезненная. 25 марта 1949 года. Для Латвии – невыносимая дата. А вот некоторые российские историки убеждены, что латыши сами, по собственному желанию уезжали в Сибирь, в вагонах…
- В вагонах для скота? Тысячами? Хороша же «добровольная поездка». Такие рассуждения – желание скрыть постыдный факт! А разве те, кто жил в других республиках СССР, не ссылали, не прогоняли через лагеря? Тут не то, что документы, а художественные фильмы снимают об этом. Зачем же отрицать данный факт? Да, 25 марта – боль Латвии. У нас 390 памятных мест, посвященных репрессированным и жертвам депортаций, 40 символических мест – людям, которые были депортированы, а их места захоронения неизвестны. А 109 реальных мест в стране, в небольшой Латвии, где похоронены жертвы репрессий и депортаций. Вы только вдумайтесь в эти цифры!
- За что ссылали латышей в Сибирь?
- У Сталина были на то «свои» причины: медленная коллективизация в Прибалтике, социально «враждебные» элементы… У любого латыша, у которого родственники имелись за границей, стояло определенное «клеймо» - неблагонадежный элемент. Фигурально. Поймите, до въезда советских танков на центральную площадь Риги, Латвия была богатой и независимой страной. Уровень жизни был, как сейчас в Швеции. И все жили мирно: латыши, русские, евреи, немцы, украинцы! А потом вошли танки и начался ад, беднота, депортация. Разве люди могли быть довольны такой жизнью? Вы не забывайте, что были еще сочувствующие «неблагонадежным». И их надо было «осадить». А какие методы отца народов и НКВД – все знают.
- Но многие латыши вернулись?
- Вернулись при Никите Хрущеве. Но это совсем не значит, что их жизнь была сладкая: к ним относились в СССР очень настороженно… За ними следили, контролировали, они не могли часто устроиться на работу… Люди должны были чувствовать себя виноватыми. Вот такая политика была. Жить и оглядываться. И вновь о цифрах: в Латвии сегодня проживает около 16 000 человек, которым присвоен статус политических репрессированных. Это страшные цифры. Почему Россия не признает депортацию латышей? Признать – восстановить историческую справедливость! И понести ответственность! Это больной вопрос…
- Благодарю.