Результатом активной рекламы ресторанов быстрого питания (фастфуда) стало регулярное посещение этих заведений многими гражданами России. К главе Минздрава РФ М.А. Мурашко с письмом о возможности ограничения такой рекламы обратился директор Института социальных исследований и развития гражданских инициатив М.С. Петунин, с которым мы сегодня беседуем.
- Максим Сергеевич, тема ограничения рекламы фастфуда, на мой взгляд, давно перезрела. И тем не менее, лучше поздно, чем никогда. Почему Вы решили поднять ее именно сейчас, тем более обращаясь, можно сказать, на самый верх?
- В нашей стране довольно печальная статистика по данному вопросу, и, к сожалению, показатели прогрессируют. Так, согласно данным Роспотребнадзора на конец прошлого года, избыточная масса тела в России наблюдается у 47,6% мужчин и 35,6% женщин, ожирение — у 19% и 27,6% мужчин и женщин, соответственно. Но надо понимать, что проблема не в лишнем весе как таковом, а в последствиях, которые он вызывает. Так, зачастую лишний вес способствует росту хронических заболеваний, появлению проблем с сердечно-сосудистой системой, опорно-двигательным аппаратом, вызывает гипертонию, диабет и даже может стать катализатором инсультов и инфарктов. Я уж не говорю о том, что люди, имеющие избыточную массу тела, как правило, тяжелее переносят заболевание коронавирусной инфекцией. Об этом говорят последние исследования.
- В США количество посетителей «Макдональдса» уже давно стремится к нулю, у нас же в плане заполняемости, как говорится, всегда полна коробочка. Неужели причина только в рекламе?
- Не только в рекламе, но и в ней тоже, ведь как известно, реклама – двигатель торговли. Хуже всего, что жертвами рекламы в основном становятся дети и подростки, так как они, в силу возраста, не обладают критическим мышлениям, и их выбор очень эмоционален.
Сегодня врачи фиксируют стремительный рост числа детей с лишним весом и сопутствующими заболеваниями. Среди мальчиков школьного возраста избыточная масса тела наблюдается у 20%, ожирение - у каждого десятого (10,7%). Среди девочек — 14% и 5,6% соответственно.
Почему это происходит? Потому что дети потребляют больше калорий, чем тратят. И именно рестораны быстрого питания производят продукцию, насыщенную солью, сахаром и жирами. Поэтому именно фастфуд является главным источником ожирения и вытекающих из этого проблем. Ну и, конечно, не стоит забывать про снижение физической активности, правда, это уже другой вопрос.
- Ожидаете ли вы противодействия Вашей инициативе? Есть ли у нас «фастфудовское лобби» и поступали ли вам соответствующее звонки?
- Безусловно, противодействие есть и будет. Давайте откровенно: фастфуд – это колоссальные деньги, которых крупнейшие транснациональные корпорации не захотят лишаться! Такие гиганты, как Coca-Cola, Pepsi, McDonalds, KFC, Burger King и прочие не для того заходили на российский и мировые рынки, чтобы их терять. Они, можно сказать, уже вросли в землю корнями, и не так-то просто выкорчевать их оттуда. Кроме того, именно данные гиганты зачастую являются генеральными спонсорами всевозможных спортивных соревнований – от футбола до Олимпийских игр, уж не говоря о лоббизме законопроектов и финансировании избирательных кампаний политических партий.
Но, как известно, вода камень точит. И если российские законодатели смогли ограничить рекламу алкоголя и табака, то почему эта же участь не может постигнуть фастфуд? Главное – постоянно привлекать внимание к этой проблеме, не выпускать ее из повестки дня. Мы к этому будем всячески стремиться.
- А ведь еще в начале 90-х годов как альтернатива ресторанам быстрого питания возникла сеть кафе «Русское бистро», где можно было отведать действительно вкусную человеческую еду, а не ее подобие. Потом эти кафе тихо исчезли. Почему сейчас нет конкуренции фастфуду?
- Если на небе каждую ночь зажигаются звезды, значит это кому-то нужно. Конкуренция есть, но не все ее выдерживают. Очевидно, что крупные предприятия поглощают малые и потихоньку становятся монополистами. Повторюсь, фастфуд – это колоссальные финансовые потоки, которыми управляют акулы международного финансового мира.
- Если Ваша инициатива будет поддержана, через какое время, на Ваш взгляд, она сможет воплотиться в реальности и как это будет выглядеть?
- Конечно, к ограничению потребления фастфуда мы придем нескоро, но вот к введению ограничений его рекламы прийти можем. Это могло бы стать первой серьезной победой в битве - но не в войне. До нее еще далеко, но рано или поздно это все равно произойдет.
Что же касается механизмов реализации нашей инициативы на практике, то мы предлагаем фактически приравнять рекламу вредной еды к рекламе алкоголя. Это значит, что реклама данной продукции не сможет размещаться в печатных изданиях и сети Интернет, в общественном транспорте, в спортивных, образовательных, детских, оздоровительных организациях. На радио и телевидении ее размещение будет запрещено с 8:00 до 23:00.
Отмечу также, что успешный опыт борьбы с гигантами фастфуда уже есть. Некоторое время назад Минздрав Великобритании выступил за запрет рекламы вредной еды до 21:00 в связи с «эпидемией ожирения» среди детей в стране.
- Когда была запрещена реклама пива в дневное время, то стала появляться реклама безалкогольного пива. Так и какой-нибудь гамбургер изощренные рекламщики смогут подать как некий продукт абсолютной полезности из мяса животных, которые паслись под музыку Шопена на альпийских лугах…
- В перспективе потребуются более серьезные меры. Напомню, что в 2018 году Роспотребнадзор уже разработал специальную систему маркировки продукции – «Светофор», предполагающую нанесение на упаковку продуктов полос разного цвета, в зависимости от степени опасности для здоровья. Красный цвет означает, что употреблять такой продукт бесконтрольно может быть опасно для здоровья. Очевидно, что продукция фастфуда также должна быть окрашена в красный цвет. Считаю, что данную меру можно усилить, переняв опыт размещения предупреждающих надписей и пугающих картинок на упаковках товаров, бутылках, стаканах, жестяных банках по аналогии с картинками на пачках сигарет.
- В фильме «Золотая лихорадка» голодный персонаж Чарли Чаплина с аппетитом, пользуясь ножом и вилкой, съедает ботинки, включая и подошвы от них. Лично у меня гамбургеры и чизбургеры ассоциируются именно с подошвами. Как сделать так, чтобы у подавляющего количества нашего населения возникли такие же аллегории и пропала мода на фастфуд?
- В масштабах страны решить эту проблему действительно непросто. И это вопрос не только к государственным институтам, но и к родителям детей, к каждому из нас. Речь идет о так называемой культуре питания, которая закладывается в семье в раннем детстве. Ведь главное — это не тотальный отказ от каких-то продуктов, а именно умеренность и правильное приготовление — без избытка соли, сахара и жира.