В 21 год Мбаппе - главный конкурент Месси и Роналдо в борьбе за «Золотой мяч», официальный, то бишь признанный Пеле, его наследник. Он ответил уже на тысячи вопросов, казалось, трудно найти новые, но еженедельник «Франс Футбол» нашел.
ТЕПЕРЬ ИГРАЮТ НА МЕНЯ – ЗНАЧИТ, ЗАСЛУЖИЛ
- Помните, что произошло 20 февраля 2016 года?
- А как же! Забил свой первый гол - в ворота «Труа». Помню, играл под номером 33, без фамилии на спине. (Смеется.). Такое было счастье! Ведь теперь мой гол будет в справочниках. К тому же я побил рекорд Тити (Тьерри Анри – прим. ред.) – до меня он был самым молодым, кто забил в чемпионате. После этого гола, недели через три или четыре я подписал свой первый профессиональный контракт, получил номер 29 и фамилию на майке.
- Ты тогда вел счет своим голам, записывал каждый в тетрадочку?
- Нет, главное было получать удовольствие. Меня даже критиковали за то, что я вместо того, чтобы забивать, играю на публику. Конечно, голы - это хорошо, но больше нравилось просто веселился на поле, пытаться повторить какой-то прием, увиденный по телеку.
- В 2019-м ты забил 41 гол. В «Монако» ты не производил впечатление человека, который хочет забить во что бы то ни стало. В «ПСЖ» стал другим?
- Только так кажется, на самом деле ничуть не изменился. Изменился только мой статус, отношение ко мне болельщиков. Теперь партнеры считают, что я просто таки обязан забивать, раз я бомбардир. И больше играют на меня.
- Ты ушел от ответа…
- Можно сказать так: вместе с изменением статуса менялось и мое отношение к голам. Не скрою, все больше это желание - забить или сделать голевой пас.
- Даже пас?
- Конечно! Когда я делаю передачу Чупо (Мотингу – прим. ред.) в матче против «Ле Ман» (4:0), он забивает, и я вижу, как он счастлив, тоже радуюсь - за него.
- И все-таки ты стал большим эгоистом на поле, это видно невооруженным взглядом…
- Люди думают, что Килиан изменился. Это не так. Я все делаю только ради команды. Просто в семнадцать или восемнадцать лет я был еще не очень уверенным в себе, еще ничего не показал, поэтому и меньше брал игру на себя, играл больше на других. Все-таки в футболе есть определенная иерархия – играют на самых сильных. Теперь вот играют на меня – значит, заслужил.
- Но, согласись, играя все более агрессивно, ты рискуешь потерять имидж «милого мальчика Килиана»…
- Вы так говорите, как будто жалеете меня. Есть тысячи людей, которые заслуживают жалости больше, чем я. Пусть люди воспринимают меня, как им угодно. Я просто стараюсь быть честным, а если обо мне иное мнение, что я могу поделать! В «Монако» я был еще ребенком, играл за клуб, который был всем симпатичен. Перешел в «ПСЖ», люди считают, что из-за этого клуба чемпионат лишен интриги, в стране его не любят, естественно это отразилось и на моем имидже. Но это нормально, никаких проблем, таковы правила игры.
- Но ты все реже улыбаешься на поле, это же факт…
- Просто потому, что иногда очень устаю от всего этого. Трудно объяснить, но у меня такое чувство, что за мной постоянная слежка, обсуждают каждый шаг. Я не против критики, но критика должна быть справедливой… Так что дело не во мне. Тем не менее, я люблю наш чемпионат. Я хочу войти в историю, играя во Франции. В сборной все идет отлично, хочу многого достичь и с «ПСЖ». Пытаюсь не обращать внимание на общественное мнение, людям ведь всегда нужно найти «козла отпущения», даже когда нет никакого повода. Но иногда доходит до маразма. Мы выигрываем 5:0, но все равно выискивают какую-то ошибочку и давай обсасывать. Да, это все правила игры, но, если честно, уже достало…
- Ты действительно считаешь, что в Испании или Англии тебе было бы спокойнее?
- Но возникли бы другие проблемы... На данный момент не хочу никуда уходить, мне нравится во Франции. Да, меня освистывают на выездных матчах, но это нормально, просто это такие методы, чтобы выбить игрока из колеи. Ведь после матчей столько народа подходит, чтобы поприветствовать и взять автограф. Те, кто меня освистывал.
ГЛАВНОЕ – НЕ «УЛЕТАТЬ»
- Если не удается забить, матч со знаком минус?
- Конечно, нет! Против Бельгии (полуфинал ЧМ-2018, 1:0, 10 июля 2018 года) я не забил, но, думаю, сыграл неплохо. Эксперты выделили этот матч, хотя всем понравился больше другой - против Аргентины (одна восьмая, 4:3, 30 июня 2018 года), я там сделал несколько нехилых ускорений. Да, тот матч стал знаковым для меня, но не лучшим на турнире.
- Что для тебя ценнее – гол или две результативные передачи?
- Без разницы. Лишь бы мы победили. Если для этого нужно сыграть на партнера – без проблем! Сделали из меня какого-то чувака, который только и думает о собственной статистике, а на остальное наплевать! Чушь. Я могу забить два гола, но вернуться домой в отвратительном настроении, потому что отыграл плохо, порол передачи, толком не мог никого обвести, выпадал из командной игры. Главное – игра, а не статистика. Голы – это для детей, которые только это и помнят. С другой стороны, опытные люди, которые что-то понимают в футболе, для них статистика это еще не показатель. Есть цифры, и есть футбол.
- Перед матчем ты изучаешь защитника, который будет играть против тебя, вратаря?
- Только некоторых вратарей, потому что есть среди них такие, кто хорошо читает мою игру, тот же Рюффье («Сент-Этьен»). Он часто предугадывает мои ходы. Потому что, очевидно, тоже изучает мой стиль. Ну и тогда задача, придумать что-то новенькое – для таких. Чтобы удивить. Но это не самоцель. Главное, быть в тонусе, контролировать свое тело, играть стабильно, без ошибок, и, главное, не «улетать».
- Что это значит?
- Посмотрите мои матчи в «Монако». Иногда я мысленно где-то витал, выпадал из игры минут на 15-20. Такое случилось даже в матче против «Манчестер Сити» (одна восьмая Лиги чемпионов 2017 года). Я «улетал». Люди даже могли спросить: «Где Килиан?» А я смотрел на трибуны, о чем-то думал, улыбался родным, друзьям. Теперь с этим закончено. Я весь и в игре. Да это видно и по моему лицу.
- Две третьих своих голов ты забил во втором тайме. Это ведь не случайно? Поэтому и так недоволен, когда меняют, хочешь играть до последней минуты?
- Это и говорит о том, что я не теряю концентрации все 90 минут. Да, действительно, не люблю, когда меня меняют в концовках матчей, потому что знаю, что обязательно возникнут голевые ситуации. В прошлом сезоне мне не хватало такой концентрации в матче против «Манчестер Юнайтед» (1:3 в одной восьмой Лиги чемпионов) – вот и поплатились.
ТЕБЕ БУДЕТ БОЛЬНО, НО ДЕРЖИ СЕБЯ В РУКАХ
- Есть какой-то тип защитников, самых тебе неудобных?
- Трудно сказать. Всегда не очень приятно играть против защитника, который приклеился, но бестолковый. Таких немало. В большинстве случаев нарушают правила не со зла, а по неумению. Поэтому часто слышу: «Извините». Типа: «Пытался сыграть против тебя без нарушения правил, но уж слишком быстрый». Хотелось бы думать, что говорят искренне. Таких, кто сознательно делает больно, мало. В таких случаях надо реагировать не словом, а делом, то есть голами.
- Бывали ситуации, когда реально было страшно?
- Конечно, и не раз. И защитники могут травмировать, и вратари. Но это нормально. Не надо на этом зацикливаться. Перед каждым матчем я говорю себе: «Раза три четыре будет больно, только держи себя в руках».
- Дидье Дрогба после разминки перед каждым матчем мочил по пустым воротам, а у тебя есть какой-нибудь ритуал?
- (Смеется.) У меня немного по-другому. В этом сезоне мы с Неймаром в конце разминки бьем на спор по воротам, но с вратарем – кто забьет больше. Тот, кто проигрывает, оплачивает ресторан. Помню, в Сент-Этьене у нас была ничья… Зато во время матча реализовали практически все моменты. (Смеется.)
- И кто в этом сезоне чаще оплачивал ресторан?
- Ней!
- В прошлом году ты боролся с Мессии за «Золотую бутсу» как лучшему бомбардиру Европы. Это при том, что, как ты говоришь, голы для тебя самое главное…
- Изначально у меня не было задачи выиграть эту «Бутсу». За несколько туров до конца сезона, когда мы были уже чемпионами, вылетели из Лиги чемпионов и проиграли финал Кубка Франции, было трудно настраиваться на матчи - не было никакой мотивации. Но вместо того, чтобы спокойно ждать отпуска, я старался перебороть себя. К тому же тогда стало ясно, что есть шанс стать лучшим бомбардиром Европы.
- Тренер и команда это понимали?
- Конечно! Ребята говорили: «Давай! Мы тебе поможем!» Правда, был один конкурент - Месси. Я делал дубль, он – хет-трик, я забивал три гола, он – четыре! Это была какая-то чертовщина, я даже сказал однажды Усману (Дембеле, партнера Месси по «Барселоне»): «Что это такое? Он что смотрит, сколько голов я забиваю?» «Конечно, он следит за тобой». Я подумал: «Нормально! Сам Месси следит за мной…» Но он, конечно, был сильнее. Хотя если бы я не получил две красных и не пропустил шесть матчей… Ведь отстал от него всего на три гола (забил 33). К тому же я не бью пенальти.
- Почему? Ведь мог улучшить статистику…
- Согласен. В академии во всех командах я был штатным пенальтистом. Но когда начал играть в команде мастеров – кто даст пробивать семнадцатилетнему пацану! Сейчас в «ПСЖ» Ней - штатный пенальтист, у него хорошо получается, хотя последний не забил («Сент-Этьену»).
- На тренировках вы бьете на спор, кто больше?
- Нет. Не хочу ставить под сомнение его право бить пенальти. Допустим, Ней забил бы шесть, а я восемь, это останется в подкорке и во время матча может как-то повлиять. Не хочу этого. Поэтому стараюсь тренировать пенальти не на его глазах.
- Но «Галатасараю пенальти пробил Кавани. До удара ты что-то сказал Неймару. Что, если не секрет?
- Сказал ею, чтобы он уступил удар Кавани, но он и без меня это решил. Такие отношения должны быть в футболе. Эдди (Кавани) очень нужно было забить.
НЕЙМАР ТЕХНИЧНЕЕ МЕССИ
- Каждый нападающий «ПСЖ» претендует на какой-то индивидуальный приз, но никто не тянет одеяло на себя. Как это удается?
- Каждый знает свою роль в команде и никто не завидует партнеру. Мы хорошо ладим. Что же касается индивидуальных призов, пусть победит сильнейший… Чем больше будет бомбардиров, тем лучше.
- У вас с Неймаром получилась прекрасная пара…
- Действительно, между нами особая связь. На поле и вне. Когда я приехал в Париж, было все ясно: он суперзвезда, я должен играть на него. Но вдруг он получает травму, пропускает чемпионат мира, я же получаю золото в России. Вот и начались какие-то слухи о том, что я, мол, его подсаживаю. Было больно слышать всю эту ерунду. Когда приехал на базу в августе 2018 года, первым делом пришел к Нею и сказал: «Да, ты пропустил чемпионат мира… Это, возможно, было нам на руку. Но будь спок, здесь в команде я никогда не брошу камень в твой огород. В этот году я среди кандидатов на «Золотой мяч», ты вне конкурса, но уверяю тебя, я не хочу занять твое место. Я твой друг».
- И что он сказал на это?
- Думаю, ему было приятно это услышать. Он отлично начал сезон, но, увы, получил травму. Всему свое время. В «Барселоне» он считался №3 в мире, и выше подняться было нереально, играя в одной команде с Месси. В Париже у него тоже не сразу все получилось – из-за травм. Но, уверен, он себя еще покажет, ведь футболист экстракласса.
- Поэтому ты так хотел, чтобы он никуда не ушел летом?
- Конечно! Каждый день убеждал его: «Ты не можешь так просто уйти. С твоим невероятным талантом ты обязан быть №1 в «ПСЖ», не №2, как в «Барселоне», а лидером. Если сейчас уйдешь, это будет капитальная ошибка. Мы здесь вдвоем горы свернем». Но, конечно, я никак на переговоры повлиять не мог. Просто повторял, что он может в «ПСЖ» выдать классный сезон.
- Есть какое-то качество у Неймара, которого у тебя нет?
- У него выдающееся чувство паса. Может выдавать невероятные передачи. Для меня он лучший распасовщик в мире, лучше даже Месси. Он может тебя найти в толпе шести соперников, найдет какую-то дырочку, чтобы сделать передачу. В этом плане ему нет равных. Вот почему, имея такого партнера, нельзя стоять на месте, надо все время открываться. Даже если он находится к тебе спиной, будь уверен, когда надо, сделает передачу. Все это может произойти неожиданно, к этому надо быть готовым.
- Во время матча вы много общаетесь между собой?
- Не так много, как кажется со стороны. Уж точно поначалу говорили мало – ведь я плохо знал английский. А вот после ЧМ в России стали гораздо активнее общаться. Первый год я был в некотором роде «обслуживающим персоналом», но после ЧМ стал равноценным партнером, у нас получился настоящий дуэт. Возможно, он думал: «Купили парня, чтобы облегчить мне жизнь, но при первой возможности он начнет ставить палки в колеса». Но я, став в некотором роде тоже звездой, ничуть не изменился. Думаю, он поверил, что я всегда был честен с ним.
- Честность отношений - это и говорить друг другу какие-то неприятные вещи…
- Говорим! Если я недостаточно отрабатываю в защите, он сразу втыкает. Когда же он начинает песню о том, что, мол, лучший матч в его карьере – ответный против «ПСЖ» (6:1, 8 марта 2017 года, одна восьмая Лиги чемпионов, после 0:4 в Париже), я его одергиваю: не так все было справедливо в том матче. Он вообще не упертый мужик, с ним можно спорить. Часто говорит: «Спокойно! Спокойно!». На самом деле люди не правильно воспринимают Нея. Его просто не понимают. Это подумать только – говорят, что на нем можно поставить крест! Приходите к нам на тренировку, билет не надо покупать, увидите, что это за игрочище! Правда, не полностью восстановился после своих травм, немножко потерял в резкости, но все вернется. Самый техничный игрок в мире.
- Неужели вы напоминаете друг другу, что надо больше отрабатывать в обороне?
- (Смеется). А почему нет! Ведь если мы двое будем более активно участвовать в разрушении, это станет примером для остальных. Если Килиан и Неймар пашут, будет пахать и вся команда.
- Не считаете, что такая связь между вами отдаляет от коллектива?
- Какие проблемы! Это же хорошо, если два футболиста ладят друг с другом.
- Но создаться впечатление, что вы оба – на особом счету…
- Нет, у нас дружный коллектив. Но главное это то, что происходит во время матчей. Конечно, мы ищем друг друга на поле. Ну и что? Но в команде есть и другие игроки очень высокого уровня. «ПСЖ» - это не только Килиан и Неймар. Есть Верратти, Икарди, Кавани… Потенциал огромный, должны выстрелить в этом сезоне.
P.S. ХОЧУ СЫГРАТЬ НА ОЛИМПИАДЕ
- В мае что выберешь: матчи Лиги чемпионов с возможностью стать лучшим бомбардиром турнира или участие в Олимпийских играх?
- Стать лучшим бомбардиром и обязательно забить хотя бы один гол в финале! Здесь все в моих руках. А вот участие в Олимпийских играх – это зависит не только от меня. Конечно, я хочу сыграть и на Олимпиаде, но если клуб скажет «нет» - так тому и быть. Я не пойду на конфликт. Скоро у нас на эту тему будет разговор с Лео (Леонардо – спортивным директором «ПСЖ»).
- А с Дидье Дешамом говорил на эту тему?
- Конечно. Он категорично сказал: только не за счет ЕВРО! Я его успокоил: ЕВРО – тоже мой турнир. Если не получится сыграть на Олимпиаде в 2020-м, будет еще шанс в 2024-м в Париже. Хотелось бы, чтобы в карьере была и Олимпиада. Хотя бы одна.
- Давай помечтаем. Какой гол хотелось бы забить?
- В мае 2020-го в Стамбуле в финале Лиги чемпионов на 90-й минуте, победный, и не ногой, а… спиной. Путь не так красиво, зато прикольно.