Аргументы Недели → Интервью 13+

Ситуация с увольнением известного трансплантолога может повториться

, 20:16

За последние несколько дней имя российского трансплантолога Михаила Михайловича Каабака стало известно всей стране. После увольнения его и Надежды Бабенко из ФГАУ Национальный медицинский исследовательский центр Здоровья Детей Минздрава России (НМИЦ), стремительной встречи с министром здравоохранения России Вероникой Скворцовой и таким же стремительным восстановлением на работе, у маленьких больных детей, нуждающихся в пересадке почек, снова появился шанс на жизнь. Надеемся, что больше никто из детей не умрёт для того, чтобы врача вернули к работе! Об этом эксклюзивное интервью Михаила Каабака "Аргументам недели".

- Михаил Михайлович, вы с коллегой Надеждой Бабенко говорили, что расстроены результатами встречи с министром Скворцовой. На какой идеальный вариант вы рассчитывали?

- Мы сегодня получили тот вариант, который хотели. Мы сегодня получили отдел трансплантации органов, в котором я руководитель, Надежна Николаевна заместитель. В отделе 9 сотрудников на условиях внутреннего совместительства.  Трупные трансплантации начнутся на следующей неделе. Всё, больше нам ничего не было нужно.

- Получается, что вы вернулись с повышением?

- Мы вернулись с повышением, и теперь Национальный центр здоровья детей будет делать трупные трансплантации почки от посмертного донора.

- Как теперь правильно называется ваша должность?

- Руководитель отдела трансплантации органов.

- Когда вы приступаете к операциям?

- На следующей неделе.

- Означает ли ваше возвращение к работе, что Минздрав согласился с вашим протоколом, методикой лечения?

- Да, Минздрав согласился с тем, что мы можем использовать наше лекарство в соответствии с законодательством Российской Федерации. Минздрав не берёт на себя оценку эффективности препаратов - это дело профессионального сообщества, Минздрав оценивает только возможность их законного использования.

- Вы удовлетворены полностью?

- Да, мы удовлетворены полностью сегодняшней повторной встречей в министерстве.

- Вы снова с министром Вероникой Игоревной Скворцовой встречались?

- Нет, с её первым заместителем Татьяной Владимировной Яковлевой.

- Если бы не родители, поставившие 500 тыс. подписей против вашей отставки, как вы считаете, возможно ли было столь скорое решение вопроса о вашем возвращении?

- Конечно же без поддержки людей ничего бы этого не произошло, и моя отставка осталась бы незамеченой. Только такая массовая поддержка людей сделала возможной изменение ситуации и разрешение этого недоразумения.

- Теперь родители детей в петиции требуют отставки главного трансплантолога Минздрава России Сергея Готье. Как вы это оцениваете?

- Я её не читал. Сергей Владимирович - талантливый хирург, уникальный специалист. Нам нужно работать вместе, для того, чтобы детям жилось лучше в России.

- Почему вы единственный, кто делает пересадки почек грудным детям с малым весом? Будете ли развивать свою школу, учить коллег?

- Мы научим всех, кто захочет. Но это тяжёлая работа, тяжёлой работой не все хотят заниматься. Чем меньше ребёнок, тем сложнее его выхаживать. Мы будем учить всех, кто захочет.

- Ещё раз уточню, действительно вы единственный в этой области?

- Насколько мне известно, да.

- Если говорить об операциях на потоке, то где взять столько донорских органов? Сколько это в цифрах?

- Потребность у младенцев - это 50 операций в год. Это совсем немного. А вообще у детей - это 300 операций в год. В России делается около 100, намного меньше, чем нужно. И органы в основном берутся у родственников и посмертных доноров.

- Как вы считаете, что мешает развитию трансплантологии в России? Законодательство, чиновники, недостаток доноров, дефицит медицинских кадров?

- Прежде всего, дефицит информации. Люди должны получать информацию о правилах распределения посмертных донорских органов и о результатах трансплантации. Этой информации нет ни у пациентов, ни у общественности, что создаёт недоверие к деятельности трансплантологов. Нам прежде всего нужно решать вот этот вопрос. Юридических проблем нет, есть проблема недоверия внутри общества, которая разрешается через информационную систему, её нужно создавать, развивать и делать доступной для общественного контроля.

- И последнее, может ли повториться ваша ситуация с вами или  другими специалистами? В чём причина -  в чьей-то глупости, зависти, равнодушии, чёрствости?

- Конечно, может, мы же не знаем, по какой причине она произошла. Вы правы, ситуация, безусловно, может повториться, она же возникла по какой-то причине один раз, кто ей помешает второй раз возникнуть? Мы же причину не устранили, потому что мы её не знаем. Мы называем это недоразумением. Оно может повторяться с кем угодно, и люди не защищены от подобных манипуляций. Но что поделаешь, мы живём с вами не в идеальном мире.

- Спасибо большое, Михаил Михайлович за ответы на вопросы. Удачи вам и вашей команде!

- Спасибо!

Беседовал Вячеслав ПАН

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram