Байкальская тема, о которой в последнее время кричат из каждого матюгальника, на самом деле грозит нам серьезными последствиями. При этом особо шустрые стремятся урвать свой лакомый кусок во всеобщей суматохе. Но даже среди оравы жадных до денег и славы «активистов» находятся те, кто думает все-таки об экологии, а не о наживе. К ним можно отнести и руководителя проекта «Сохраним Байкал» Максима Токарева.
В интервью «Аргументам недели» общественник рассказал, в чем «соль» данной проблематики и что же его побудило столь ревностно взяться за благое дело.
- Максим, почему именно Байкальский вопрос стал играть важную роль в вашей жизни?
- Вообще я не оттуда родом. Имея за плечами два высших образования, экономическое и педагогическое, одно время увлекся фестивалями. Они были связаны преимущественно с музыкой. Но как-то раз мне предложили организовать мероприятие в Болгарии, имеющее прямое отношение к проблеме экологии. Вот так я постепенно и «втянулся», что называется. Потом, путешествуя по регионам, расположенным вблизи Байкала, уже всерьез увлекся экологическим вопросом. В этом мне помогли крупные проекты «Большая Байкальская тропа» и Байкальская Береговая служба, базирующаяся в Бурятии. Правда, в Интернете информации об их деятельности было и «днем с огнем» не сыскать. Вот так я взял и враз изменил свою жизнь, уволившись из солидной типографии «Алмаз-Пресс», где на тот момент работал. Ибо древнейшее озеро, о котором мне в ту пору было практически ничего неизвестно, кроме банальных фактов, задело за живое. И стала очевидной простая истина: Байкал, как никогда, нуждается в защите.
Причем интерес для меня представляли не какие-то «аморфные» призывы и агитации, а предметное рассмотрение поставленной задачи. Заключалась она, прежде всего, в сортировке мусора и дальнейшей его отправке на переработку. Должен сказать, что груды различных отходов, оставляемых «заботливыми» гражданами и гостями в прибрежных зонах, сначала повергли меня в шок. Собственно поэтому сама проблематика оказалась куда шире. Нужно было не только, грубо говоря, грозить пальцем нарушителям, мол, как не стыдно, товарищи, но и научить убирать за собой. По моим наблюдениям, сознание нашего населения искорежено установкой: я ж отдыхать сюда приехал, зачем лишний раз шевелиться, вот сейчас волонтер придет и все за мной уберет – это его обязанность. Подобное отношение следует искоренять, чем мы и занимаемся. Ведется активная просветительская работа среди как местных жителей, так и отдыхающих. Мы показываем на практике, что надлежит делать и как.
В 2011-ом году нашим вдохновителем стала упомянутая Байкальская Береговая служба. Для себя я тогда отметил, насколько серьезно эти люди подходят к решению проблемы. И все же недоработки были. Методика взаимодействия с приезжими, к примеру. Когда ты подходишь к туристу и начинаешь нагружать его массивом информации о важности соблюдения чистоты вокруг, он в какой-то момент «зависает» и пропускает все мимо ушей. Долгожданный отпуск, красивые места, пьянящий воздух, да у него элементарно душевных сил не хватит проанализировать ситуацию и уж тем более внять настойчивым просьбам общественников.
Мало-помалу мы с товарищами включились в процесс и уже в 2012-ом году провели колоссальную по масштабам акцию «Чистый лед Байкала», а следом за ней мероприятие в рамках популярной «Байкальской рыбалки». Таким образом, наши проекты связали воедино бизнес, власть, СМИ и волонтерское движение. Ведь только соединившись, эти разношерстные с виду фрагменты могут создать гармоничную картину.
- Вы обозначили, что занимаетесь и вывозом мусора, и его сортировкой. Не опасно ли работать с отходами людям, которые не являются профессиональными экологами? Как-никак в свалке, особенно несанкционированной, можно обнаружить коварные сюрпризы в виде разбитых градусников, батареек, аккумуляторов и т.д.
- Когда мы делали первые шаги в этой области, была тщательно разработана методология инструктажа как горожан, так и активистов. Наряду с этим, специалисты отслеживают, чтобы мусора касались исключительно в защитных костюмах и двойных перчатках (снизу – резиновые, сверху – хлопчатобумажные). Также в лагерях мы строго блюдем правила охраны окружающей среды: в ходу газовые горелки, а не дрова, используются безопасные и биоразлагамые вещества (шампуни, гели и проч.). Да и в гущу свалки новичку никто не даст залезть, поскольку такое геройство может обернуться против него. Всему свое время: наработает опыт, глядишь, и стахановцем станет. Батарейки же, понятное дело, немедленно помещаются в специальный контейнер. Так что мы открыты для всех надзорных органов, если они вдруг нами заинтересуются.
Добавлю, многократные попытки увенчались-таки успехом: в этом году проект «Сохраним Байкал» получил президентский грант в размере 2,5 млн рублей. Дополнительные денежные средства помогли нам закупить требуемый инвентарь, усовершенствовать логистику, расширить свою команду, а также обеспечить вновь прибывших питанием и одеждой.
- На ваш взгляд, в многострадальной Байкальской зоне наблюдаются положительные сдвиги или все осталось по-прежнему?
- Если мы говорим о проблеме загрязнения озера и близлежащих территорий, то стало получше. Появились проблески сознательного отношения к природе. Да и людей в нынешнем году немного поубавилось, возможно оттого, что у россиян элементарно нет денег, чтобы дотуда доехать. Цены и в Иркутской области, и в Бурятии – это вообще отдельная грустная история. Такие суммы могут с лихвой покрыть отдых в том же Египте.
Тем не менее, общество вцепилось в идею спасения Байкала, и первоначальный добрый посыл превратился в хайп. Посмотрите, на каждом углу уже шепчутся о том, что наследие России пора спасать, а туристов гнать оттуда взашей, особенно китайцев. То есть на выходе получается своего рода мыслемешалка: «китайская чума», которая якобы распространяется с той стороны, загрязнение экологии, совещания в каждом захолустном ДК, бесконечные споры и столкновения. Вот только люди в большинстве своем даже не в курсе реального положения вещей. В итоге данная суета приводит к тому, что два региона начинают делить между собой туристов, завлекая их актуальной темой, а Байкал вроде как «курит в сторонке». Подобное неприемлемо. Проблемой, которая действительно существует, надо заниматься всерьез и доводить начатое до конца или не браться вовсе. Но это мое личное мнение. Кроме того, важна скоординированность действий, все-таки мы все боремся за одно и то же.
Алена Ярошевич