Аргументы Недели → Интервью 13+

Политик Андрей Мамыкин: У Башара Асада простые и человеческие мечты

, 16:02 , Шеф-редактор балтийского бюро АН

Война – это всегда страшно. Война меняет мир и людей. Один из самых жестоких и кровавых конфликтов нашего времени – война в Сирии. Она длится почти восемь лет. Есть статистика этой войны: почти полмиллиона сирийцев погибли, свыше пяти миллионов оставили свои разрушенные дома и выехали в другие страны. Но есть люди, которые едут в самое пекло, чтобы увидеть собственными глазами все, что там происходит. Едут, потому что не могут этого не делать! Просто не могут! Эксклюзив для «Аргументы Недели» от латвийского политика Андрея Мамыкина, который был, видел, общался с сирийским лидером Башаром Асадом.

- Андрей, как вы попали в Сирию?

- По приглашению сирийской стороны. Считайте, президента Башара  Асада.

- Как вы решились на эту поездку? Опасно, а у вас дети, семья.

- Решился. Решился, потому что люблю «совать нос в чужие дела». А если серьезно, то всегда с детства готов встать на сторону тех, кого обижают незаслуженно. Потому что давно и с интересом погружен в историю современной Сирии. Много причин.

- Я знаю, что у вас было две поездки в Сирию, и вы лично встречались с Башаром Асадом. Какой он?

- Самый первый раз, когда я увидел Башара Асада было в декабре 2016 года. Буквально в канун Нового года. 28 декабря. Мы летели из Парижа в Ливан (Бейрут), а уже потом, под гарантией безопасности Асада, по горам, нас переправляли в Сирию. Почему через горы? Это был самый безопасный путь. И уже 29 декабря мы встречались с Башаром Асадом.

- А где встречались?

- В Дамаске.

- Андрей, не томите! Какой лидер Сирии?

- Он очень высокий. Очень. У него тонкие, длинные музыкальные пальцы. Это сразу бросается в глаза. Человек он очень галантный. Легко переходит с английского на французский. У него же прекрасное образование: он с красным дипломом окончил медицинский факультет Дамасского университета по специальности врач-офтальмолог. Проходил стажировку в Великобритании. Кстати, в Лондоне он познакомился со своей супругой Асме аль-Ахрас. Кстати, она имеет двойное гражданство – сирийское и британское. Очень, очень красивая женщина! Красива в «кубе», как я говорю.

- Андрей, а какое самое первое впечатление произвел на вас Башар Асад?

- Ну, представьте, что можно чувствовать, когда ты слышишь, например, такую информацию: мол, «кровавый диктатор» за голову которого США дает там много миллионов… И вот он стоит перед тобой и протягивает дружелюбно руку. Вы понимаете, что я был не один там. Были и представители российской делегации, и я, как депутат ЕП, и евродепутат от Эстонии Яна Тоом. Кстати, Асад вышел нас встретить во двор. Как потом объяснили, что он очень рисковал. Почему? Да снайпер мог его «снять». 

- Тогда почему он вышел во двор, а не встретил вас в помещении?

- Думаю, что из уважения к России. Исключительно из уважения к России. Да, он рисковал. Сам спустился по лестнице, вышел во двор и тепло нас встретил.

- У лидера Сирии такое уважительное отношение к России?

- Конечно. Более того, он многим обязан россиянам. Обязан тем, что удержался у власти. Когда в октябре 2015 года ИГИЛ входил в Дамаск, практически уничтожен аэропорт – его разбомбили, то Асаду оставалось всего пару недель находиться у власти.

И если бы не Россия, то и президента Башара Асада не было бы. Вот поэтому он, пренебрегая своей безопасностью, вышел встречать нас. Мы просто входили в состав российской делегации.

- Вы можете что-то сказать о характере г-на Асада?

- У него довольно мягкий характер. Его отец Хафез Асад, который правил Сирией 30 лет, был гораздо жестче. Иногда он даже может сказать лишнего… Немного разоткровенничаться, но его советники сразу говорят ему, что лучше об этом не вести беседы. Могу сказать, что говорили мы с ним довольно откровенно. 

- Какие вопросы ему задавали?

- Много вопросов, но скажу об одном, который меня действительно удивил. Я спросил о его мечтах. 

- И что ответил вам лидер Сирии?

- Он сказал так: «Я человек светский. Хочу просто взять за руки своих троих детей, жену и пройтись по улицам Дамаска. Как раньше ходил. Зайти в ресторан, выпить бокал красного вина и послушать западно-европейскую музыку. Но я не могу этого себе позволить. Мне не дадут этого сделать». И показал в сторону охраны. Поймите, Башар Асад – гарант хрупкого равновесия, которое сейчас в Сирии.

- Андрей, а как президент Сирии относится к своей жене? Это не праздный вопрос! Есть между ними… теплота.

- Да. Конечно. Думаю, что он очень любит свою супругу. С огромной нежностью смотрит на нее. Кстати, его младший сын изучает русский язык. 

- А вы выпили с лидером Сирии бокал красного вина, кстати?

- Нет. Я встречался два раза с лидером Сирии, но нас угощали очень вкусным чаем. Это исключительно деловые встречи. В декабре 2016 года, и в марте 2017 года.

От автора

На этом интервью с латвийским политиком Андреем Мамыкиным не закончилось. О детях войны, о беженцах, о священнослужителях, о герое-летчике, который в невероятных условиях смог посадить самолет и спасти делегацию в следующих номерах «Аргументы Недели».

Продолжение следует…

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram