Аргументы Недели → История удивляет 13+

История удивляет: почему правление Мстислава Владимировича было последним княжением единой Руси перед её распадом в начале 12 века

, 13:14 ,

Унаследовавший Киевский престол в 1125 году Мстислав, сын Владимира «Мономаха», был разумным правителем и удачливым военачальником, за что некоторые историки, в том числе Татищев В.Н.  (18 век), назвали его «Великом». Однако Владимир не мог спасти Русь от последующего распада, так как в этот период она была уже погружена в процесс непрерывных тяжб престолонаследования – как киевских, так и более мелких – между земельными князьями.      

Князя Киевского Мстислава, сына Владимира Всеволодовича «Мономаха» западноевропейские летописцы именовали не иначе, как Гаральд – в честь его деда – Гарольда II Годвинсона, последнего англосаксонского короля. Историк С.М. Соловьёв (19 век) в своём сочинении «История России с древнейших времен» писал: «Соперники не могли быть страшны Мстиславу при народном расположении к роду Мономахову, тем более что Мстислав походил во всём на знаменитого отца своего». 

Мстислав успешно защищал страну от внешних врагов и пресекал внутренние усобицы; при нём политика налоговых сборов учитывала интересы и государства, и народа – подати были не очень высоки. Мстислав всячески способствовал укреплению в стране Православия, реконструируя и строя храмы – за это русская церковь его канонизировала. 

Влияние Мстислава Владимировича вне Руси поддерживалось, в том числе, благодаря организованным им многочисленным династическим бракам. Ингеборга – дочь Мстислава от его первой жены – дочери шведского короля Инге I принцессы Христины, вышла замуж за датского князя Кнуда Лаварда. Мальмфрида Мстиславовна стала женой Сигурда I Норвежского. Евпраксия Мстиславовна вышла замуж за Алексея Комнина, сына византийского императора Иоанна II Комнина. А в 1130 году для замирения с венграми, Мстислав отдал свою дочь Елену в жёны за венгерского королевича Гезу II.

Русь при Мстиславе Владимировиче была богата и по-прежнему сильна в военном отношении. Так что внешние угрозы ей были не страшны. Однако эта ситуация явилась причиной уже не слишком большой заинтересованности больших и малых князей в едином русском войске – их стали больше занимать споры за увеличение владений, чему препятствовало централизованное управление Русью.

Приняв власть в Киеве в 1125 году, Мстислав сразу же утвердил все земельные русские княжения, в том числе для своих близких родственников. Братьев он оставил на их уделах, «по завещанию отцову»: Ярополка – в Переяславле, Вячеслава – в Турове, Юрия – в Ростове и Суздале, Андрея – во Владимире. А своим сыновьям он княжения назначил: Изяславу – в Курске, Всеволоду – в Новгороде, Ростиславу – в Смоленске. И, конечно, главы других влиятельных русских родов были не довольны расширение влияния рода «Мономаха».

Открыто против сильного Мстислава князья выступать не осмеливались, однако усобицы между земельными владетелями на Руси не прекращались. В этой борьбе друг с другом князья снова использовали ещё остававшиеся вблизи русских земель племена половцев, по-прежнему жаждущих военных союзов по договорам.       

«Ипатьевская летопись» (15 век) сообщала, что уже в 1125 году – когда на киевском престоле появился новый князь – половцы снова «пришли по обычаю их в земли русские». В летописи говорится, что половецкий вождь Бора заключил тайное соглашение  «с торками переяславскими». Однако очевидно, это было не так, потому что «торки» – это было служилое сословие, как стрельцы или казаки, и потому никаких договоров с пришлыми племенами торки иметь не могли. Последующие события показали, что на самом деле вождь Бора заключил договор с Северским князем Всеволодом. Всеволод был зятем Мстислава, но он был из рода Ольговичей, соперничавших с Мономаховичами за верховную власть.    

Князь Ярополк Переяславский, брать Мстислава с переяславским войском, не теряя времени, пошёл к навстречу половцам Боры. Однако половцы лишь отошли к границам Руси, и в свои земли не вернулись – очевидно, ожидая сигнала от Всеволода Ольговича. 

В это время уже начиналась новая княжеская тяжба. В 1126 году Мстиславу Владимировичу пришлось пресекать конфликт между детьми умершего в 1124 году галицкого князя Володаря Ростиславовича. Младший из братьев – Владимирко – не согласился с отцовским завещанием, согласно которому его брату Ростиславу отходил Перемышль. В свой спор Владимирко Володаревич попытался вовлёчь венгров, а Ростиславу Володаревичу помогали Васильковичи – Игорь и Ростислав. Но Мстислав успел предотвратить большую войну, послав на Волынь большое войско. Согласно летописи, князья послушали Мстислава, и разъехались по своим городам. Владимирко же, хотя и не примирившить, но «убоясь Мстислава», уехал к своему тестю – венгерскому королю. Там он пробыл недолго, и когда возвратился, «более на брата воевать не смел, ведая, что Мстислав может его всего лишить».

В 1127 году Северский князь Всеволод Ольгович, призвав себе на помощь половцев, выгнал из Чернигова своего дядю – Ярослава Святославовича, «многих из войск его побил, всё имение его пограбил». А затем испросил поддержки у Мстислава Владимировича, и, кроме того, посылал вельможам Мстислава дары с целью получения их поддержки. 

Несмотря на родство с Всеволодом Ольговичем, Мстислав клятвы своей и права старейшинства нарушить не захотел, и поддержал Ярослава Святославовича. Однако спорные земли Мстислав переделил в соответствии со своими интересами. Курск он отдал своему сыну Изяславу, а Муром с Рязанью обособил от Чернигова под власть Ярослава Святославовича и его потомков.

В том же 1127 году полоцкий князь (не путать с «половецким»!) Давид Всеславович с сыновьями начал отправлять отряды в набеги на земли, отданные Мстиславом Владимировичем своим братьям и сыновьям. Тогда Мстислав повелел своим родственникам соединить войска у Борисова и войти в Полоцкую землю. Полочане же, чтобы остановить этот поход, немедленно изгнали Давида Всеславовича, объявив ему, что «он неправо дал причины к войне, неповинных людей разорять». После этого князем Полоцким Мстислав назначил Рогволда Всеславовича, старшего представителя полоцкой ветви Рюриковичей. 

Правда в 1128 году Рогволд умер, и Давид Всеславович, своей волей, снова сел на княжение в Полоцке.

В 1129 году Мстислав, не забывший, что половцы оказали помощь неправому Всеволоду Ольговичу в его тяжбе за Чернигов, решил начать против них большой поход. Отказал ему в помощи лишь Давид Всеславович Полоцкий.  

Отогнав половцев от Дона к Волге,  «многие станы их разорив», Мстислав, сразу по возвращению в киевскую землю, послал в Полоцк своих воевод с войсками и велел там во всех городах объявить, что полоцкие князья учинили Руси великую обиду, не пожелав её от неприятелей защищать. Полочане снова приняли сторону Мстислава и принудили своего князя Давида Всеславовича и его братьев – Святослава и Ростислава, отправиться в Киев, в плен к Великому князю. 

Мстислав поставил на полоцкое княжение своего сына – Изяслава, а Давида, Святослава и Ростислава, «посадив на три лодьи», отправил в Царьград (Константинополь), написав к императору Иоанну – своему зятю, чтобы тот их у себя держал. Император же, приняв ссыльных князей, определил им большое содержание и послал в своё войско, воевавшее против сарацинов, «где они с похвалою служили». 

В 1129 году поляки ограбили большие обозы русских купцов, едущих из Моравы. Узнав об этом, Мстислав потребовал от польского короля Болеслава возмещения убытков купцов. Болеслав же, не противясь, прислал Мстиславу послов с просьбой о мире, обещая убытки заплатить и впредь русских купцов, едущих через польские земли, провожать и охранять.

В 1132 году Мстислав Владимирович ходил с войском против литовцев, совершавших набеги на Русь. Литовцы, не смея с ним воевать открыто, пожгли свои дома и ушли в леса, уведя с собой весь скот. Когда же Мстислав, не ожидая уже нападения, отправил свои войска с добычей и полоном обратно на Русь, литовцы, выйдя из лесов, напали на часть русских отрядов, многих побили и несколько обозов отняли.

Русь была унижена. Не перенеся этого, Мстислав в том же году заболел и умер. 

Во время своего Киевского княжения он так и не смог снова привести Русь к единству. Так что его наследники вскоре устроили уже настоящие междоусобные войны, приведшие к распаду Руси.   

Н.М. Карамзин так подвёл итог недолгого правления Мстислава: «Превосходные достоинства Мстислава удерживали частных князей в границах благоразумной умеренности. Кончина его разрушила порядок».

Грищенко Олег Викторович
Писатель, историк, филолог.
Окончил МГУ им М.В. Ломоносова, факультет Психологии.
Пишет художественные произведения по исторической и другой тематике.
Автор книг о древней истории России и об истории возникновения речи и русского языка.

ЧИТАЙТЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ КНИГИ О.В. ГРИЩЕНКО:

«Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века.
• «Замок у дороги», исторический детектив – о предотвращении покушения во Франции на невесту короля Генриха Анну Ярославну, 11 век.
• «Великая история славянских народов» (совместно с С.В. Супруновым) – славяне и их предки в 9 веке до н.э. – 9 веке н.э.

Книгу «Русский клинок», исторический приключенческий роман – о русском спецназе 15 века, можно приобрести на торговой площадке Ozon:

и на Яндекс Маркет:

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram