> Роковые ошибки сына вождя - Аргументы Недели

//История 13+

Роковые ошибки сына вождя

12 декабря 2025, 16:52 [«Аргументы Недели», Михаил Смиренский ]

Сын Иосифа Сталина — Василий по меркам сегодняшнего времени должен был бы стать в эпоху царствования своего отца главнейшим «мажором» СССР.

Отчасти это так и было: безоблачное детство под круглосуточным надзором охраны, опекой горничных, поваров, врачей, личный водитель, учителя, трясущиеся от страха невзначай поставить ему «двойку». И всё же…

Стремительный взлёт парня до звания «генерал-лейтенант» и должности… командующего ВВС Московского военного округа (это в 27 лет! — авт.) случился отнюдь не по прихоти тов. Сталина. «Тащили» Василия наверх ближайшие клевреты вождя — Берия, Маленков и даже державший уже тогда нос «на перспективу» Никита Хрущёв: им крайне необходима была именно такая «политическая» и кровно близкая к «телу» прокладка между ими самими и Сталиным!

В этой кремлёвской интриге абсолютный верх над всеми одержал именно малозаметный тогда Хрущёв. Он же затем по сути уничтожил и самого Василия Иосифовича…

Вверх по лестнице, ведущей вниз?

В 1932 году застрелилась мать Василия — Надежда Аллилуева: история тёмная и до сих пор опутанная конспирологическими домыслами. Кто-то говорит, что молодая женщина якобы не выдержала… измен Сталина: версия слабая и традиционно похожая на коммунальные пересуды.

Сталин уже тогда был вождём и мог позволить себе любые неограниченные прихоти, о которых никто бы никогда не узнал, жена — в первую очередь! Вторая версия — о том, что на одном из приёмов нетрезвый Сталин прилюдно бросил ей в лицо оскорбительную фразу: «Эй, ты!» — тоже слабовата: любой советский человек в те годы даже мечтал (!) услышать бы в свой адрес от «самого тов. Сталина» не только нечто подобное, а даже любую площадную брань! И счёл бы это за величайшее благо…

Третий вариант: маниакально боявшийся заговоров и покушений Сталин уже после банкета, в своей кремлёвской квартире, заметил какое-то шевеление за шторой и выстрелил туда. А там, вроде как, и стояла его супруга. Тоже как-то «не очень»… Но мы не об этом, а о том, что именно в тот роковой вечер его одиннадцатилетний сын Вася… стал при живом отце, по сути, сиротой, и его судьба начала отчёт, несовместимый именно с нормальной человеческой жизнью.

Дочь друга Сталина — начальника Главпура РККА генерала армии Яна Гамарника Вета, проживавшая вместе с родителями в те же годы на госдаче в подмосковном бывшем имении промышленника Зубалова, вспоминала: «Васька был юношей симпатичным и где-то даже застенчивым. Пить он начал гораздо позже, а в те годы его, мальчика, любили все: и младшая сестра Светлана, с которой мы дружили, и охрана, и дети Микояна, чья семья тоже проживала там, и сам Берия, часто приезжавший в Зубалово. Васька никому не досаждал, не капризничал, не делал подлостей… Берия часто баловал всех какими-либо сладостями или фруктами. Правда, он тогда не обладал такими людоедскими полномочиями, главой НКВД был Ежов…» (Дружба со Сталиным в те годы была одним из самых опасных показателей возможной и скорой опалы «дружившего» с ним. Так случилось и с Гамарником: в мае 1937 года он «застрелился». Жену и дочку Вету выслали из Москвы. Вскоре супругу арестовали и… расстреляли. Дочь с 13 лет познала и спецдетдом, и одинокую камеру тюрьмы НКВД, и ссылку в Сибирь… За что???)

Сталин, руководивший Советским Союзом, конечно, не имел даже физической возможности следить за воспитанием и становлением детей — этим занимались помощники, секретари, учителя и т.д. Потому Василий и рос, с одной стороны — вроде охваченный официальным вниманием, с другой, по сути, — полным одиночкой…

Очевидное и вероятное?

Взрослел Василий Иосифович тоже под присмотром кремлёвских бонз, но присмотром особым: ему старались угодить, постоянно давали понять, что он, сын «вождя народов», и сам — почти богоизбранный отпрыск! По мере взросления эти славословия стали подкрепляться уже и тостами, что молодому человеку, конечно, нравилось. Так появлялась зависимость, которая со временем во многом привела Василия Сталина к жизненному краху…

Он, с одобрения отца, выбрал военную стезю, стал лётчиком-истребителем. Воевал, как вспоминал позже генерал авиации и сын Микояна Алексей Микоян: «Храбро, из боя не выходил и друзей не бросал».

Успел сбить несколько фашистских самолётов, был награждён, отцу о нём докладывали с особым придыханием, тот кивал головой, что, впрочем, не мешало ему лично сажать уже офицера ВВС Василия Сталина… на гауптвахту за его дебоши и драки в московских ресторанах, которых, увы, становилось всё больше и больше: пить приучился на фронте, такое было время…

В 1948 году уже генерал-лейтенант Василий Сталин был назначен командующим ВВС Московского военного округа — должность чрезвычайно ответственную и масштабную! Новое назначение командующий, которому к тому времени уже исполнилось аж целых 27 лет (!?), отметил уже традиционной затяжной пьянкой с друзьями. Отцу про то докладывать не стали, но вождь, зная сына, сам позвонил ему в кабинет. Трубку снял адъютант и… еле дыша от ужаса, доложил, что… Василий Иосифович устал и отдыхает! Сталин трубку бросил, велев по окончании «отдыха» доставить командующего к нему. Вождь, конечно, всё понял…

Алкогольная вольница, как правило, «ходит под ручку» с беспорядочностью и в отношениях с противоположным полом. Не прошла она и мимо молодого генерала Василия Сталина, что было ожидаемо: молодой, красивый, обеспеченный и уже генерал, да к тому же — сын… В общем, как вспоминали его сослуживцы, да не скрывал и сам Василий, его «донжуанский» список никогда не уменьшался, напротив — пополнялся новыми фамилиями.

Первой женой Василия в 1940 году стала никому в «верхах» неизвестная Галина Бурдонская, её отец служил механиком в кремлёвском гараже. Брак был «юношеским», вождь народов отреагировал на него равнодушно. Василий по привычке основное время проводил не в новой семье, где вскоре родился мальчик (ставший затем известным деятелем советской культуры), а на гулянках, где, конечно, были и девицы. Молодая жена терпела недолго, забрала сына и… ушла.

Второй брак, уже по правилам «кремлёвского политеса», у Василия Сталина состоялся с дочерью… маршала Тимошенко. Причём сам маршал, привыкший реально оценивать обстановку, был категорически против этой женитьбы: в то время вся советская элита прекрасно знала и о пьянках сына «вождя народов», и о его бесчисленных романах, и о буйном характере. Какой же отец пожелает своей дочери такого мужа. Но… «сердцу не прикажешь»: Катя Тимошенко пошла против воли отца и в 1946 году брак состоялся!

Чуда не случилось: через три года бурных скандалов и таких же эксцентричных примирений молодые разбежались. Конечно, для того чтобы Василий, к тому времени командующий ВВС и проводивший служебного времени больше на различных увеселениях, нежели в кабинете, снова… влюбился! На этот раз — в известную советскую спортсменку и чемпионку СССР по плаванию Капиталину Васильеву. Когда они познакомились, Василий, узнав фамилию молодой девушки, пошутил: «Васильева? Значит, будешь женой Василия. То есть моей…» Так и вышло. Их расписали быстро и без всякой торжественности. Сам вождь на любовные прихоти сына уже махнул рукой. А тут в двери всех советских людей постучал и печальный 1953-й год…

С панихиды — на тюремные нары!

В марте страной смертью уходит из жизни Иосиф Сталин. В народе очень осторожно, но тут же стали множиться различные версии смерти любимого вождя. Официальное медицинское заключение: «инсульт» — тоже мгновенно попало в разряд массового недоверия. Но если основная часть взрослого населения страны обсуждала эту тему шепотом и лишь на проверенных кухнях, Василий Сталин сразу же во весь голос заявил о том, что его отца… убили: «Отравили, суки!» Кто?

На этот вопрос пока ещё генерал отвечал тоже конкретно и громогласно: «Хрущёв! Маленков! Берия!» Наверное, это можно было бы списать и на аффект, и на неожиданную для сына вождя смену всех кремлёвских декораций, и простить его, если бы… он тиражировал свои подозрения сугубо внутри кремлёвских кабинетов, видевших и слышавших и не такие тайны. Но…

Василий Иосифович, после смерти отца в прямом смысле «забухавший по-черному», уверял в этой версии и всех своих собутыльников, многие из которых были случайными людьми. Те, конечно, тиражировали услышанное от «самого сына тов. Сталина!» дальше в массы. Ситуация для ставшего новым генсеком КПСС Хрущёва принимала весьма невыгодный политический флер…

После нескольких личных неудачных попыток урезонить Василия, Хрущёв приказал «Ваську» арестовать и разобраться с ним уже по всей строгости законов! Трагикомизм ситуации заключался в том, что все эти законы были как раз «сталинскими», т.е. беспощадными.

Василия снимают с должности, лишают звания и всех привилегий и… берут под стражу. От него уходит жена. Дело заводят сразу по нескольким статьям, где обвинения в коррупции и мздоимстве (чушь, конечно! — авт.) на одних и тех же страницах переплетались с попытками пришить вчерашнему генералу и «антисоветчину», и чуть ли не шпионаж!

В материалах дела устояло лишь обвинение в том, что Сталин-младший «благоволил» спортсменам из команды ВВС, добивался выделения им квартир, присвоения досрочных званий и т.д. В общем, то, что и сегодня, да и тогда тоже всегда считалось делом обычным и законным, но… За всем этим процессом наблюдал лично новый хозяин Кремля: Никита Хрущёв! Кто же посмеет ему перечить? Ему и не перечили: через два с половиной года допросов, на которых Василий Сталин частенько просто «посылал» следователей в ответ на их вопросы, суд определил ему 8 лет тюрьмы.

Выслушав приговор, Василий снова сказал: «А отца-то моего убили!». После этих слов конвой затолкал вчерашнего «золотого отпрыска» в «воронок» и увёз в г. Владимир, где его уже ждала камера-одиночка знаменитого «Владимирского централа», в котором ещё недавно по воле его отца тов. Сталина мучались и уходили из жизни многие политические оппоненты вождя: какие уродливые гримасы истории! Какие противоречивые зигзаги судьбы!...

Узник замка «Централ»

Нового узника в тюрьме ждали не только традиционные шконка, баланда, параша и «понятия», но и… смена всех его законных персональных данных. Так, вместо Василия Иосифовича Сталина в тюремном формуляре был зарегистрирован уже никому не ведомый… Василий Павлович Васильев! По иронии судьбы новый зэк получил фамилию своей третьей жены, которой когда-то сам предрёк их брак. Но тогда это была лишь шутка всесильного вельможи. Сегодня — властное пожелание того, кто в кремлёвском кабинете совсем недавно сменил его отца. Приказом начальника тюрьмы фамилия тов. Сталина во всём периметре тюрьмы вообще была запрещена к произношению! Боялся, ох как боялся Никита Сергеевич даже уже успокоившегося в Мавзолее Иосифа Виссарионовича! Зато, как после освобождения рассказывал сам Василий, делать этого не боялись простые тюремные конвоиры: подавая ему тюремную баланду, они тихо шептали ему: «Это ваш обед, товарищ Сталин». И на том, как говорится, «спасибо»…

Единственной привилегией, которую ему дозволил Кремль, было разрешение носить не тюремную робу, а обычную гражданскую одежду. Да ещё — редкие продуктовые передачки из «вольных» магазинов, но лишь — через проверенного сотрудника самой тюрьмы: как бы чего не вышло? Хотя, как тоже позже рассказывал сам Василий, чего-чего, а уж травить себя он никогда не собирался. Он собирался досидеть срок до конца и уж потом начать бороться и за своё имя, и добиваться частного расследования странной смерти отца. Воистину: «блажен, кто верует…»

На свободу — с чистой совестью?

Хрущёв, которому регулярно докладывали о «владимирском сидельце», внезапно решил освободить «Ваську» досрочно: то ли вспомнил, как тот однажды во время приезда Никиты с докладом на госдачу к Сталину простодушно пытался угостить его яблоком? То ли решил этим поступком явить всему миру миролюбивое доказательство слов самого Сталина о том, что «дети за родителей не отвечают»?

Так или иначе, но Василия Иосифовича, правда уже под фамилией Джугашвили, освободили в 1960 году. Вернули в Москву. Назначили генеральскую пенсию. Выделили большую квартиру. С ним лично встретился Хрущёв и взял с него обещание более не муссировать тему смерти вождя: дескать, есть официальное заключение врачей, люди его помнят, зачем? Тот пообещал. Но…

Свобода сыграла с Василием злую шутку: снова гулянки. Кабаки. Дебоши. Власти были готовы смотреть на эти его выходки сквозь пальцы, но Василий, мало того что снова в подпитии убеждал всех, что «отца убили», но решил вдруг… просить в китайском посольстве политического убежища с переездом его… в Китай! Этого, конечно, власть терпеть не стала…

Последняя дорога блудного сына?

Его срочно выслали в закрытую тогда Казань, выделили маленькую однушку, где он поселился со своей сожительницей — некой Марией Нусберг. Там же, в Казани, Василий Джугашвили в 1962 году оформил с ней свой последний, четвёртый брак. Он был недолгим и несчастливым: Василий пил, опускаясь всё ниже, а жена… просто молча и обречённо ждала естественного конца.

Ждать пришлось недолго: 19 марта того же 1962 года Василий Сталин скончался, не выйдя из очередного запоя. Ему шёл лишь 41-й год…

P.S. Какая короткая жизнь… Какая долгая игра со смертью… Судьба?

 



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте