> Услышьте нас на суше - Аргументы Недели

//История 13+

Услышьте нас на суше

2 февраля 2024, 18:39 [«Аргументы Недели», Михаил Смиренский ]

Человек успел изобрести многое: порох, гильотину, электрический стул, «моральный кодекс строителя коммунизма», понятие «тайны»… Вот только абсолютно надежного способа сохранения этой самой тайны до сих пор придумать никто так и не смог.

За людей это сделала сама природа: годы и события полно доказали человечеству, что, например, одним из самых надежных хранилищ многих трагедий на планете является океан: его невозможно подкупить, взломать, запугать. И чем страшнее его секреты, тем молчаливее бездна…

 Наш SOS все глуше, глуше…

Середина 60-х в памяти старшего поколения остались как ристалище «холодной войны» между двумя сверхдержавами – СССР и США. На предельных оборотах работали агитационные гос механизмы, убеждая своих граждан, что именно заокеанские соседи – исчадие ада, желающие лишь скорее нажать на пресловутую «ядерную кнопку». В алчные топки ВПК летели бюджетные миллиарды. Главной поговоркой и там, и там стала мантра «лишь бы не было войны», хотя в реальной жизни люди жили, ожидая именно ее…

В такой обстановке в ночь на 24 февраля 1968 года советская дизельная ПЛ К-129, огласив Авачинскую бухту своим традиционным гудком, вышла на боевое дежурство в Тихий океан. Никто из 98 членов экипажа и подумать не мог, что слышат этот гудок в последний раз в жизни. Не думали об этом и те, кто провожал лодку на берегу…

К-129, вооруженная двумя торпедами с ядерными боеголовками и тремя ядерными стратегическими ракетами, была для американских властей серьезной головной болью: один успешный залп с ПЛ мог бы оставить американцев без их любимых Гавайских островов, где помимо фривольных океанских пляжей находились и стратегические военные базы США, что и было главной целью ПЛ, перейди «холодная война» в горячую стадию.

Наша лодка, прошедшая хорошую техническую предпоходную подготовку, тем не менее имела один существенный изъян: ее экипаж был почти наполовину сформирован из молодых матросов, только-только закончивших береговую «учебку». Для многих этот выход в океан был вообще первым в жизни, что, конечно, не радовало командира ПЛ Владимира Кобзаря и его старпома Александра Журавина. Но… «приказ есть приказ» и плавание началось.

В боевом задании командиру значился маршрут ПЛ: вдоль 162-го меридиана до 40-й параллели, где лодке надлежало изменить курс на «восток», о чем тут же соответствующим сигналом нужно было сообщить в штаб. Через сутки, 26 февраля, командир Кобзарь отправил в базу сообщение о том, что поход проходит в штатном режиме, экипаж здоров и находится на своих боевых постах. До запланированного поворота на «восток» оставалось еще 10 суток, изменить курс К-129 должна была аккурат в «Женский день» 8 марта, но долгожданного сигнала в этот день в штабе флота так и не дождались. Любой моряк знает, что подобная тишина в эфире – уже сообщение о том, что с кораблем случилась беда, слово «трагедия» в таких случаях произносить никто не отваживается, все ждут чуда, но…

Начались масштабные поиски. В море по тревоге вышло более 30 кораблей, была поднята морская авиация, оповещены гражданские суда в этой акватории, но К-129 исчезла абсолютно бесследно! Единственное, что удалось визуально засечь поисковым группам, это обширное масляное пятно диаметром в несколько километров к северу от Гавайских островов. Если это след от К-129, значит она все же выполнила свой разворот в рамках боевого задания? Но что же случилось потом?

 И ужас режет душу напополам…

30 июля 1968 года ПЛ К-129 исключили из девствующего состава ВМФ СССР. Ещё ранее всем родственникам членов экипажа были разосланы страшные сообщения о том, что их близких более нет в живых. Сам факт трагедии сразу засекретили, поэтому жёнам, детям, родителям погибших не сообщили ничего о месте, дате и причинах гибели моряков. Впрочем, не сообщили еще наверное потому, что и у командования ТОФ не было на руках всей достоверной информации о случившемся. А вот в соответствующих кабинетах Пентагона она уже была! Каким же образом? А вот каким…

Безусловно, такие масштабные поиски пропавшей К-129 не остались без внимания американской разведки. Очень быстро она выяснила, что лодка не только исчезла, но и вся эта трагедия советскими властями … вообще осталась как бы незамеченной! То есть в мудром ленинском ЦК предпочли сделать вид, что таковой боевой единицы в составе советского ВМФ не только нет, но и никогда не было!

Более глупого, вредного и циничного решения придумать было нельзя: по всем морским международным законам «ничейный» корабль становился …собственностью того государства, в водах которого он будет обнаружен, т.е. – США. В Пентагоне срочно разработали секретный план «Азориан» по поиску и подъему К-129, который немедленно лег на стол президенту Никсону. К работам по поиску и подъему нашей лодки американцы немедленно привлекли все новейшие достижения своего ВПК: лучшие гидроакустические приборы, аппараты для определения радиоактивности заборной воды, магнитного поля океанского дна и т.д.

Очень скоро место гибели К-129 было определено: лодка с сильно деформированным корпусом лежала на глубине 5,6 тыс. метров, что американские военные и запечатлели на тысячах высокоточных снимков.

Теперь нужно было лишь аккуратно поднять погибшую субмарину и доставить ее на одну из военно-морских баз США для дальнейшего изучения последних советских военно-технических секретов.

 Натянуты нервы. Конец всем печалям, концам и началам…

Конечно, в такой крупной авантюре не мог не поучаствовать и алчный американский бизнес. Известный международный авантюрист и миллиардер Говард Хьюз, патологически чувствовавший запах больших госзаказов, тут же предложил свои услуги. Его инженеры быстро разработали, а фирмы за несколько лет собрали специальное судно «Гломар Эксплорер», оборудованное уникальным устройством по захвату наподобие «клешней» корпуса затонувшей лодки и аккуратного её подъема с огромной глубины.

Операция, во избежание международной шумихи, была засекречена и власти США объявили, что в обозначенном районе Тихого океана будут, дескать, проводится масштабные геолого-разведочные работы по поиску подводных месторождений …нефти и газа. Госдеп в привычной манере в который раз обманул своих граждан: зачем налогоплательщикам США было знать, что в непосредственной близости от их бунгало и бассейнов за их же деньги ведутся работы по подъему опаснейшего ядерного вооружения, готового в любую минуту взорваться? Американцы и не знали…

Зато об этих работах знали в советском посольстве: накануне кто-то анонимно передал нашим дипломатам записку, в которой было написано: «Спецслужбы США принимают меры к тайному подъему советской подлодки, затонувшей в Тихом океане». Казалось бы, есть явный повод на всех уровнях потребовать у США объяснений по поводу готовящейся акции, но …

Информации просто не поверили! Просто для формальности СССР направил к месту работ несколько гидрографических судов, но те, поболтавшись на рейде некоторое время, ушли на свои базы. – «Ничего подозрительного не заметили!» - доложили их капитаны. На том вопрос и закрылся.

Сам подъем начался летом 1974 года. «Эксплорер» осторожно обхватил «клешнями» остатки корпуса К-129 и начал его осторожно буксировать к поверхности океана. Практически уже поднятый с глубины корпус ПЛ вдруг на глазах всех участников операции внезапно …переломился и его основная часть, выскользнув из захватов-клешней, снова стремительно ушла на дно! Вместе с ней на глубину уже навсегда ушли все шифры, секретные коды и, собственно, сами новейшие советские ядерные ракеты, ради которых и была затеяна эта операция!

Американцы смогли в оставшейся части корпуса обнаружить тела лишь шестерых погибших советских моряков, которых (надо отдать им должное – авт.) они по всем морским традициям русского флота торжественно и захоронили.

 Не валяй дурака, Америка!

Тайна перестала быть тайной. МИД СССР направил Госдепу США ноту с предупреждением, что дальнейшие попытки работ по подъему погибшей ПЛ будут расценены Советским Союзом как «осквернение братской могилы советских моряков» со всеми правовыми последствиями. Но, скорее всего, не эта нота остановила дальнейшие попытки США поднять К-129 и разгадать истинную причину ее гибели: вскоре после первой неудачной попытки офис Говарда Хьюза был ограблен неизвестными. Украли большие деньги, ценности и все документы, относящиеся к этой авантюре. Документы вскоре попали на страницы прессы и Америка узнала, что за эту операцию Пентагон перечислил в карман Хьюза …500 миллионов кровных долларов простых налогоплательщиков! Сколько оставил себе, осталось по сей день неизвестно.

P.S.

 Тайна Тихого океана

До сих пор неясно – почему затонула К-129? Конспирологических версий много, но на то они и версии, чтобы оставаться тайной Тихого океана.

В 1998 года все 98 моряков К-129 были посмертно удостоены орденов Мужества. Место гибели К-129 объявлено «братской могилой». Над ней часто видят большие стаи чаек. Может, это души погибших моряков?



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте