Россия всегда была мировым раздражителем, этакой геополитической недотрогой: сильна, богата, независима, самодостаточна. Потому нападки на ее целомудрие, особенно – приданое, не прекращаются и сегодня: СВО – тому пример.
Но из всех сложных, порой трагических ситуаций Россия всегда выходила достойно и обязательно – с уроном для похотливых воздыхателей. Например.
Лукошко для ядерных грибов
В 1945 году США – вчерашний как бы «союзник» СССР в мировой войне, стерли ядерным взрывом с лица земли японские города Хиросиму и Нагасаки. Стёрли полностью вместе с людьми, домами, больницами, заводами, природой, детскими садами и т.д., сделав это также буднично, как янки в уик-энд сбивают шарами кегли в боулинге. Надобности в этом варварстве не было, Япония в минувшей войне была повержена, шла на все условия победителей и никому не опасна.
Цель американского злодеяния была в ином: доказать в первую очередь Советскому Союзу о собственном мировом господстве и дать понять, что следующей целью США станет именно СССР.
Наша страна, ещё не залечившая раны недавней войны, снова мобилизовалась: уже в декабре 1946 года в СССР запустили первый в Европе ядерный реактор, а в августе 1949 года провели испытание и собственного атомного оружия. Так мир вступил в эпоху ядерных отношений.
На медведя с рогаткой не ходят
В 1952 года в маленьком поселке Калужской области, где жили и работали советские ученые – атомщики началось строительство первой в стране АЭС. Рабочие, возводившие корпуса, не могли знать, что участвуют в строительстве первого в мире наукограда, известного сегодня как город Обнинск.
Через два года Обнинская АЭС была торжественно запущена и стала давать электроэнергию потребителям. В Госдепе США случился очередной скандал: мало того, что хваленое ЦРУ прошляпило запуск первого в СССР ядерного реактора и создание атомного оружия, так проглядели и первую в мире АЭС! Из Белого дома полетели грозные указания, но свою собственную АЭС «Шиппингпорт» США смогли запустить лишь в 1958 году, отстав от Советского Союза аж на четыре года! Лозунг Хрущева «догнать и перегнать Америку!» оказался не популизмом, а вполне себе действенным и рабочим инструментом в борьбе интеллектов двух государств.
Естественно, событие надолго стало темой №1 для западных СМИ, которые с новой силой стали требовать от своих правительств как можно быстрее «накинуть смирительную рубашку» на большевиков, иначе, дескать, они быстро своим атомом завоюют весь мир. В общем, ничего нового в той агитке не было. Она и сейчас штампуется по тем же клише…
Впрочем, на Западе были люди, которые в успехе Советского Союза усмотрели и собственную выгоду. Таковым оказался финский магнат, хозяин крупнейшей корпорации по выпуску бумаги «United Paper Mills» Юусо Валден. Порыв миллионера был не случаен: Москва сама сделала своему ближайшему западному соседу – Финляндии очень заманчивое предложение: начать совместное сотрудничество, в развитии именно мирной атомной энергетики. Возможно, Хрущев таким образом хотел несколько смягчить перед финнами последствия советско-финской войны 1940 года? Но, скорее, лукавый советский лидер, предлагая финнам помощь в создании мирной АЭС, понимал, что Финляндия, согласившись на это предложение, практически станет пожизненным вассалом СССР: ни научных кадров, ни природных ресурсов для поддержания проекта у самих финнов не было. Все хлопоты Советский Союз обещал взять на себя, что для Москвы было абсолютно необременительно, даже наоборот: в случае какой-либо непредвиденной строптивости со стороны Хельсинки, финнам можно было бы банально «отключить рубильник»… Возможно, и по этой причине президент Финляндии Урхо Кекконен взял паузу, чтобы «обдумать» предложение советского соседа. Другой, более возможной причиной финского замешательства стала патологическая русофобия Кекконена, который еще в 1918 году в составе белофинских отрядов воевал против Советской России, а нападение Гитлера на СССР приветствовал уже в стенах финского парламента! (Впрочем, это не помешало ему впоследствии обрасти и советскими орденами – авт.)
Пока политические «верхи» думали, коммерческие «низы» Финляндии уже действовали: в 1957 году во время визита Хрущёва в Хельсинки, Юусо Валден пригласил совестного генсека посетить и свою бумажную империю. Хрущев, охочий до всего нового, согласился. (Сколько самому Валдену стоили чьи-то услуги по включению в программу советского лидера приглашение походить и по его цехам, осталось неизвестным.)
Как и любой западный предприниматель Валден был далек от политических симпатий-антипатий: если на горизонте маячит приличная выгода, к тому горизонту надобно идти напролом! А выгода была огромная: в послевоенной Европе очень вырос спрос на бумагу, массовое производство которой требовало большого расхода электроэнергии, а стало быть – денег на её производство. Предложение СССР по совместной выработке атомной энергии делало эти финансовые потери просто смехотворными, на фоне возможных прибылей. Юусо Валден деньги считать умел и главной целью во время визита Хрущева поставил задачу, во что бы то ни стало очаровать советского гостя! Это финну во многом удалось: по воспоминаниям участников той делегации, миллионер не отходил от Хрущева ни на шаг, любезно поддерживая того под локоток, давал самые подробные объяснения на его вопросы и почтительно закатывал глаза в ответ на традиционные угрозы гостя «закопать Америку на свалке истории».
Во время той поездки охочий до пространных выступлений Хрущев наболтал сопровождающей его финской челяди, среди которой конечно были и люди, работающие на спецслужбы, много интересного и про Обнинскую АЭС, что Валдена лишь укрепило в своих желаниях стать уже первым владельцем собственной атомной станции в Финляндии! Вскоре после того исторического визита в Советский Союз сразу в четыре высоких адреса за его личной подписью были разосланы официальные письма с просьбой продать ему, Валдену…Обнинскую АЭС! Письма легли на стол министра иностранных дел Андрею Громыко, первого зама министра Средмаша Александра Чурина, главы Минторга Ивана Кабанова и председателя Госкомвнешэкономсвязи Михаила Первухина.
В советском правительстве схватились за головы: а ну как именно такой бонус довольный приемом Хрущев пообещал финнам? Единственное, что давало время на принятие какого-нибудь правильного решения, было официальное молчание финского правительства на уже сделанное им предложение о совместной атомной программе. Подготовить политически деликатный ответ финскому магнату было поручено Александру Чурину курировавшему по линии Средмаша именно атомную тематику СССР.
Без атома, но с бумагой?
Деликатность ситуации заключалась в том, что продажа АЭС, которую технически организовать было бы несложно, означала и соответствующую поставку финнам сопутствующих ингредиентов. Например, обогащенного урана-235. А это уже было бы вмешательством в производство нашего ядерного оружия, или – обороноспособности СССР!
Ответ финскому предпринимателю был корректен, но абсолютно точен по сути: ему отказали, сославшись на потребность в атомной энергии от Обнинской АЭС в обширной советской промышленности. Вопрос был закрыт: финнам так и не удалось завернуть нашу АЭС в свою оберточную бумагу…
Читать также: Ушел из жизни внук Никиты Хрущева Алексей Аджубей