Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → История 13+

Первый полёт космической системы «Энергия–Буран» мог закончиться катастрофой

, 10:41

Первый полёт космической системы «Энергия–Буран» мог закончиться катастрофой
фото с сайта bruran.ru

15 ноября 1988 года, 35 лет назад, состоялся уникальный пуск советской многоразовой транспортной космической системы «Энергия–Буран». Ракета «Энергия» вынесла в космос «Буран». Суперкорабль вышел на орбиту, совершил два витка вокруг Земли и точно так же прекрасно приземлился. Но во время этого полёта были несколько минут, когда ЦУП был в шоке. Об этом «Аргументам недели» рассказал заслуженный испытатель космической техники Александр Кубасов.

Все помнят о четырёх неудачных пусках гигантской ракеты Н-1 за 15 лет до старта «Энергии». Во время второго запуска ракета поднялась на 200 метров и рухнула вниз. От крупнейшего в истории ракетостроения взрыва был даже разрушен стартовый стол. А на «Энергии» разгонный блок был заполнен жидким водородом. Водород испаряется, поэтому старт, несмотря на ветер и неблагоприятные погодные условия, должен был состояться.

Если хотя бы на одной из систем возник отказ, то в этом случае вступала в силу резервная программа полёта. «Буран» должен был на четвёртом витке сойти с орбиты и быть утоплен в Тихом океане. Но во время реального полёта, который мы вспоминаем, все бортовые системы и системы наземной части посадочного комплекса находились в рабочем состоянии, поэтому на втором витке было принято решение о его автоматической посадке. На втором витке, находясь над Аргентиной, он делает разворот на 180 градусов, летит теперь хвостом вперёд, даёт тормозной импульс.

«Буран» над Атлантическим океаном начал снижение. Перелетев Атлантику, над Аравийским полуостровом снизился до высоты 50 километров, в плотных слоях атмосферы он был окружён плазмой. В ЦУПе и на Байконуре погасли экраны, на которых отображалась телеметрия. Это был напряжённый момент, но для специалистов было понятно, что надо набраться терпения, дождаться, когда корабль опустится до высоты 25–30 километров и снизит скорость. И через 18 минут связь с ним восстановилась, когда он выпрыгнул из плазмы уже над Чёрным морем.

И вот на низкой высоте он приближается к территории нашей страны, подходит к средствам наведения, расположенным на Байконуре, которые обеспечивают посадку, – это трассовый, обзорный, посадочный локаторы. С ними взаимодействует бортовая аппаратура «Бурана», и он начинает выполнять предпосадочный манёвр.

На момент предпосадочного манёвра «Буран» сделал такую эволюцию, которая ни на одной из репетиций не отрабатывалась. Оказалось, что положение самолёта встречи и положение «Бурана» было невероятным – они мчались на одной высоте навстречу друг другу. «Буран» летел поперёк полосы, а МиГ-25 оказался не в положении догоняющего, а летел так, будто шёл в лобовую атаку. Это был момент, когда все потеряли дар речи. Ситуацию наблюдали штурманы с земли, их срочно разводят по высоте. Лишь потом, при послеполётном анализе всех данных, стало понятно, что «Буран» всё сделал правильно.

С этого момента всё пошло как по нотам. Хватило и высоты, и энергетики. Он стартовал на Байконуре и сел на аэродром Юбилейный космодрома Байконур, замкнув второй виток. Полёт «Бурана» длился 205 минут.

Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram