Роковой матч «Пахтакора»
29 сентября 2023, 18:41 [«Аргументы Недели», Михаил Смиренский ]
Советские футбольные болельщики 1 августа 1979 года запомнили особо: именно в этот день одномоментно в авиакатастрофе погибла вся футбольная команда знаменитого узбекского клуба «Пахтакор». Что же случилось в том казалось бы ясном и безопасном августовском небе? Почему на многие вопросы родных и близких погибших до сих пор нет ответа? Попробуем разобраться.
Взлёт разрешаю!
В 11-30 согласно расписанию из аэропорта г.Ташкента взлетает ТУ-134 компании «Аэрофлот». В первом салоне – команда прославленных футболистов тренеры врачи, администраторы, журналисты. Помимо самой команды, которая летела в Минск для ответственного матча с белорусскими динамовцами – ещё 60 обычных пассажиров, летевших по своим делам. Их, незнакомых друг с другом, и семерых членов экипажа помимо тесного авиасалона объединяли конечно и любовь к своим кумирам – футболистам, с которыми им вот так запросто во время полета можно было и пообщаться. Кто-то возможно просил автографы, кто-то сфотографироваться на память. Конечно, никто из всех находившихся в тот день на борту лайнера не мог и предположить, что эта память для них окажется безжалостно короткой: ровно на время того самого полёта. После дозаправки в Донецке самолёт с футболистами снова подняли в воздух. На часах было 13-11.
Навстречу ему из Воронежа в 12-53 вылетел другой ТУ-134, взявший курс на Кишинёв. В 13-20 оба лайнера вошли в сектор наблюдения харьковской службы контроля за воздушным движением, который в те годы и у лётчиков, и у диспетчеров пользовался не очень доброй славой из-за чрезмерной перегруженности самолетами.
В Харькове в тот день на дежурство заступила бригада диспетчеров из шести человек, старшим среди которых был опытный специалист Сергей Сергеев. Под его началом у пультов наблюдения сидели Владимир Сумской и Николай Жуковский, у которого весь стаж работы авиадиспетчером составлял всего 2,5 месяца! Кому в голову пришла идея назначить на этот сложнейший участок работы по сути новичка, так и осталось за рамками расследования. Видимо тем, кто утверждал состав смены, показалось достаточным, что за неопытным Жуковским всегда присмотрит опытный Сергеев. То, что у него самого во время дежурства был огромный сектор контроля за «своими самолетами», никого почему-то, увы, не насторожило.
Внимание! В воздухе – «литерный»!
Из трех воздушных коридоров в небе над Днепродзержинском в тот день один был отдан под пролет т.н. «литерного» борта. Говорят, на нём летел член Политбюро и будущий генсек ЦК КПСС Константин Черненко, который спешил с новостями к Леониду Брежневу в его черноморскую резиденцию. Так это или нет, сегодня уже не важно. Важно другое: молодой диспетчер, растерявшись в той обстановке, дал команду одному из самолётов «Аэрофлота» занять высоту 8400 метров. Оказалось, что второй самолет шел на той же высоте. По его расчетам оба борта должны были разойтись в небе через три минуты, но… на самом деле на принятие решения пилотам оставалось лишь …60 секунд! Одна минута при совместной встречной скорости двух авиалайнеров в 1900 км/час конечно, ничего уже изменить не могла. Ко всему прочему, расследование показало, что команду диспетчера изменить высоту по ошибке принял другой борт. Его ответ: «принято» успокоил молодого специалиста, хотя в той ситуации даже самые решительные команды с земли изменить ситуацию уже не смогли бы.
Что успели испытать пилоты обоих самолетов в те доли секунды, когда увидели друг друга несущимися навстречу смерти, прогнозировать не будем. Может, вообще ничего не успели почувствовать. Зато поистине смертельный ужас испытали жители села Куриловка, гулявшие на свадьбе своего односельчанина, когда на их праздничные столы стали с неба падать обломки фюзеляжей, чужие чемоданы, детские игрушки и человеческие тела. Кто-то из селян падал в обморок у кого-то случился сердечный приступ, кто-то пытался организовывать уже ненужную помощь, но всё было бесполезно: обломки лайнеров и человеческие останки затем прибывшие солдаты и милиционеры собирали в радиусе аж 20-ти километров! О ЧП сразу доложили в Москву. Началось расследование.
А если это диверсия?
К изучению обстоятельств по указанию Председателя КГБ Андропова подключили «комитетских» следователей. Версий было несколько: то, что эту диверсию якобы устроили московские футбольные фанаты, всегда желавшие «Пахтахору» всяческих бед. Правда, мгновенно родившаяся, она так же быстро и была отвергнута: фанаты конечно могут сильно похулиганить, но чтобы пойти на прямой террор… Да и организовать такую акцию они не смогли бы никогда.
Другая версия предполагала, что диспетчеры согнали самолеты, освобождая коридор для «литерного» борта. Она могла бы быть похожей на правду, но пресловутый «борт №1» действительно пролетал над местом трагедии в тот день, но за полтора часа до столкновения и вообще на высоте в 10.000 метров! Её тоже быстро отвергли, дело засекретили (ведь в нём зазвучали такие фамилии!). Правда, еще долгое время ходили упорные слухи, основанные якобы на прослушивании «черных ящиков» о том, что экипаж …дескать, устроил с любимыми футболистами обычную пьянку на борту, ну и… Результат всем известен. Впрочем, это так и осталось слухами, до которых любое общество, увы, охоче.
Виновными были признаны двое диспетчеров: тот самый юный Жуковский и его коллега Владимир Сумской, которому начальник смены Сергеев почему-то перепоручил контролировать работу молодого напарника. Сам Сергеев по необъяснимой странности остался в деле лишь свидетелем.
Встать, суд идет!
Приговор был суров: и тот, и другой получили по 15 лет лагерей. Сумской валил лес 6 с половиной лет, по УДО был отпущен. Вернулся в Харьков сломленным и больным человеком. Работал где придется: на поденных работах, разнорабочим, слесарем, сторожем… Старые знакомые помогли ему устроиться охранником в Харьковский аэропорт! Далее его судьба не прослеживается.
Исход же его невольного подельника Николая Жуковского оказалась более драматичным: парень не вынес нравственных мук и в камере пересыльной тюрьмы наложил на себя руки. Может быть там, в том самом небе, где случилась эта трагедия, его душа уже встретилась с душами погибших? Как знать…