Аргументы Недели → История 13+

Что известно о Варлааме Важском, и почему он стал святым ​

, 19:31 , Журналист

Буквально в начале месяца архангельские поморы, донские казаки и жители Поважья прошли 26 таёжных километров во время крестного хода в часовню Варлаама Важского. Церквушку построили 200 лет назад на берегу реки Ваги в месте упокоения Святого. Таким же путём сюда шёл в 1892 году всероссийский батюшка Иоанн Кронштадтский. Шесть лет назад здесь даже побывал православный священник из США. Но почему верующих людей и духовников так сюда тянет? И кто такой был Варлаам Важский?

Из истории известно, что в 15-м веке степенный посадник (аналог губернатора) и один из богатейших людей Великого Новгорода по имени Василий Своеземцев построил на принадлежавшей его семье земле "Пенежский городок", а позднее - Иоанно-Богословский монастырь. Ближе к старости богач решил обратиться к Богу и принял постриг под именем Варлаама. На небольшом островке суши в междуречье Ваги и Пинежки среди непроходимых болот и лесов новгородцы посадили первый на архангельском Севере хлеб. Здесь продолжались традиционные для Новгородской республики ремесла, работала общая для всех школа. Именно отсюда отправлялись промысловики бить морского зверя на Новую Землю.

Но почему Варлаама было велено канонизировать? По мнению историков, одна из причин, по которой посадника причислили к лику святых не сразу, крылась в его богатстве. Его канонизировали только через сто с лишним лет после смерти. Хотя мощи были найдены нетленными. Да и храмы, построенные на Важской земле, стоят до сих пор. До нас дошла и "Книга чудес преподобного", которая велась в монастыре. О статусе основателя Богословского монастыря свидетельствует то, что внук боярина Исаак по указу государя получил дворянство. Потомки женского рода отдавались замуж за Строгановых. Монастырь же имел от царей налоговые послабления.

Благодаря местным жителям и другим неравнодушным людям, это замечательное и священное место сохранило свою былую силу. В СМИ отмечали, как местные собирали деньги на восстановление Варлаама, а через сто лет вернули традицию крестного хода, утраченного во времена СССР. К Варлааму на Пинежку сейчас ходят около 50 человек. "Крестный ход на Шенкурской земле домашний, семейный, - рассказывают участники, - люди в конце как родные друг другу становятся. А совместная молитва объединяет и сплачивает".

Сегодня и часовня Варлаама Важского и место, где она была построена, охраняются государством. Это памятники федерального значения. Рядом возвышаются огромные лиственницы. На Русском Севере их специально сажали около храмов и монастырей. Сколько этим лет - никто не знает. По словам экспертов, в этих местах можно в буквальном смысле прикоснуться к истории. Хоть часовня и совсем молодая (ей только 200 лет), каменные плиты, ведущие к ней, сохранились с монастырских времён.

Рядом лежат могильные плиты с древнерусской вязью, пока нерасшифрованной. Иными словами, изучение наследия великого святого через 600 лет после основания Пинежки только начинается. И хотя от бывших деревень здесь остаётся лишь несколько домов, они ещё многое могут нам поведать. Историки, которые поучаствовали в этом году в крестном ходе, считают, что в эти места нужна новая экспедиция учёных - археологов, а также специалистов по древнерусской культуре и зодчеству. Необходимо продолжать исследования.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram