> Огненные версты Транссиба - Аргументы Недели

//История 13+

Огненные версты Транссиба

29 июня 2023, 12:09 [«Аргументы Недели», Михаил Смиренский ]

Самую длинную и сложную в мире железнодорожную Транссибирскую магистраль в 9288,2 км строили ещё до революции вручную и построили за рекордный для нынешних технических времен срок!

В скалах Байкала тоннели пробивали кайлами и лопатами, предварительно взрывая породу взрывчаткой. Насыпи по всей длине пути сыпали при помощи обычных лопат и носилок. Также вручную пилили и рубили тайгу на шпалы. Всего на «стройку века» царские власти согнали более 100.000 человек. Сколько из них так и не увидело триумфальное окончание строительства и пуск первого поезда в 1916 году в царских активах не обозначено…

Зато уже в советских СМИ в 1989 году страшной вестью прошло сообщение о трагедии на знаменитой магистрали, разово унесшей жизни более полуторатысячи граждан и покалечившей 623 человека! Так что же произошло в ночь на 4 июня 1989 года на 1710-м километре Транссиба?

 Мама, я черешни хочу…

Скорый поезд №21 «Новосибирск-Адлер» следовал своим курортным маршрутом по расписанию. В вагонах в предвкушении долгожданного отдыха на море собрались сотни отпускников с семьями. Мужчины играли в домино, пили пиво и степенно обсуждали международную обстановку. Их жёны копошились с вещами, делились друг с дружкой нехитрыми женскими бытовыми секретами, а дети играли и смотрели в окно. В общем, всё как обычно и как принято в советских поездах дальнего следования того времени. Впрочем, была и одна необычность…

К составу №211 из 18 вагонов по чьему-то распоряжению прицепили еще два дополнительных – с уральскими школьниками из Челябинска, которые по советской традиции о взаимопомощи и братстве ехали на юг собирать черешню в тамошних колхозных садах. Во втором прицепном вагоне разместились игроки юношеской хоккейной команды «Трактор», ехавшие на традиционные спортивные сборы. Никто из этих ребят, конечно, не подозревал, что в их жизни та поездка станет последней…

Как в плохом анекдоте, навстречу этому поезду по той же трассе на полной курьерской скорости двигался поезд №212 «Адлер-Новосибирск» с теми, кто уже вкусил все прелести черноморской отпускной неги. И этот состав оказался переполнен, так как в самом разгаре был и отпускной период. И школьные каникулы: ехали семьями с детьми, бабушками, а то и просто большими компаниями – сибиряки народ дружный!

Где-то в ночи неподалеку от железнодорожной магистрали (менее 1-го километра) тянулся знаменитый газовый трубопровод «Западная Сибирь-Урал-Поволжье», что уже являлось грубейшим нарушением правил безопасности! Оба состава, каждый на своём пути, выехали на перегон вблизи башкирского города Аша, который находился в природной ложбине. Поравнялись: машинисты успели по радиотелефону перекинуться друг с другом привычными приветственными фразами, при этом каждый четко почувствовал в кабине своего локомотива резкий запах газа, чего ранее здесь никогда не наблюдалось! ЧП? Показалось? Машинист поезда №212 все же доложил об инциденте диспетчеру. Часы в кабине показывали время 01 час 13 минут – поистине роковое совпадение: тринадцатый час и 13 минут суток по циферблату, они в жизни многих спящих пассажиров оказались последними! Диспетчер, принявший сигнал, не успел его даже толком осмыслить, как в эфире наступило гнетущее молчание…

В эфире – да, в реальности же случился кромешный ад: в ложбине, по которой пролегали пути и проходил газопровод, по чьей-то традиционной халатности уже долгое время скапливался вытекавший из аварийной трещины газ. Он-то и взорвался как раз в 01:13, в тот момент. Когда оба поезда поравнялись друг с другом встречными курсами.

 Ночь с запахом смерти

Взрыв был такой силы, что смел тяжеленные составы с путей как пустые спичечные коробки. Позднее эксперты сравнят его по мощности со взрывом ядерного заряда в 12 килотонн (именно такой американцы применили против мирно спящей Хиросимы – авт.). Зарево от начавшегося пожара было видно аж за сотню километров, а образовавшийся на месте гриб был очень похож на ядерный.

« - Неужели ядерная война? – рассказывает свидетель той катастрофы бывший милиционер Анатолий Безруков. Он одним из первых на ведомственном грузовике пробился к месту аварии: « - Зарево. Сплошное пламя! Какие-то голоса. Тут горит и тут горит… Женщину одну на борт погрузили, помню, пальцы разжал, а кожа ее на моей руке осталась….» - вспоминал он.

Взрывная волна как чья-то большая ладонь напрочь повалила все лесные деревья на расстоянии нескольких километров и выбила стекла домов в г. Аша, что находился в 10 километрах от эпицентра! Горели вагоны и локомотивы, от жара в страшный узор закручивались рельсы: температура при взрыве достигла тысячи градусов! Люди сгорали полностью….

« - Когда мы облетели место аварии, было впечатление, что огромную территорию выжгло напалмом! От деревьев остались одни черные колья, будто и ободрали от корней до верхушек…» - вспоминал участник спасательной операции Алексей Годок. Как потом подсчитали следователи, всего выгорело более 250 гектаров леса, земли, построек. Горели камни и песок. Горело железо. И люди…

 Семь роковых минут

Одновременно с масштабными спасательными работами началось расследование. К работе привлекли лучших следователей, экспертов, профильных специалистов со всей страны и результаты не замедлили шокировать своей ужасающей простотой, имя которой – «халатность»!

Выяснилось, что за сутки до взрыва, еще 3 июня в газопроводе резко упало давление, что было отмечено диспетчерскими службами. С газоперерабатывающего завода отправили тревожное сообщение по всем станциям газопровода. Уже тогда было ясно: раз давление падает, значит где-то случилась утечка летучего углеводорода! ЧП! Но… ночная вахта уже подходила к концу, расслабившиеся работяги ждали смены, скорого отдыха и сообщению… просто не придали значения! Или не захотели придать, иначе пришлось бы остаться на сверхурочную переработку и т.д. и т.п. В общем, та самая «преступная халатность», к искоренению которой исправно призывая на всех партсобраниях и в партийных СМИ, а накричавшись до хрипоты, шли пить пиво. Как-то так случилось и в тот роковой день.

Выяснилось, что один из операторов, получивший тревожное оповещение, просто оставил сменщику писульку о том, чтобы тот в систему «добавил газку!», что тот и сделал… А делать этого как раз категорически было нельзя: экспертиза установила, что уже 3 июня в газопроводе образовался локальный разрыв обшивки и газ, который в полтора раза плотнее воздуха, вовсю заполнял собой низкую ложбину, в которую и въехали пассажирские поезда. Так как те июньские дни были жаркими и безветренными, в низине образовалось невидимое глазу стоячее газовое облако, которое и взорвалось при прохождении поездов. Детонатором могло послужить что угодно: искра, чья-то сигарета, выброшенная в окно… Да сегодня это и неважно: трагедия обнулила детали, слив все в единую страшную беду!

А ведь ее можно было хоть частично, но избежать. Поезда-близнецы по расписанию вовсе не должны были расходиться встречными курсами в злополучной ложбине, но снова вмешался случай, который и стал роковым. Дело в том, что у одной из пассажирок поезда №211 случились в дороге преждевременные роды и машинист остановил состав на одном из полустанков, чтобы роженицу забрала «Скорая». На все ушло …7 минут, но и они в цепочке событий для сотни пассажиров стали последними в жизни.

P.S.

 Мёртвым – память. Живым – позор?

Следствие шло почти шесть лет. Сотни томов дела. Тысячи показаний потерпевших и свидетелей, истерики, слезы. Сначала на месте трагедии на 1710-м км соорудили временный монумент. Со временем построили большой мемориал. На мраморных плитах выбили имена погибших и даты их смерти. Особенно страшно смотрятся надписи: год рождения – 1989г. Год смерти – 1989г.

Был суд. Виновным признали семь человек: директора СМУ, прораба и рабочих-обходчиков. Ни один из крупных газовых или железнодорожных чинов не понес никакого наказания! Виновным дали по несколько лет. Максимальный сок – 5 лет. Слава КПСС!



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте