Руководитель Новгородской археологической экспедиции Валентин Янин произнёс на встрече историков с Владимиром Путиным: «Мне всё равно, кто мать русских городов, я знаю, что отец – Новгород». Два этих центра оставались главными на протяжении всего русского Средневековья.
Славяне появились в районе нынешнего Киева в VI веке. Жить на киевских горах, над Днепром, было удобно, а как красиво! Поселения были не городские, с примитивной экономикой и древней жилищной традицией – полуземлянки с простейшей крышей. Всё это далеко от того городского быта, который мы знаем по археологии Киева (и Новгорода). Усадьбы с бревенчатыми конструкциями возникают в Киеве лишь в конце IX века – как раз тогда, когда здесь объявляется Олег Вещий. Именно тогда сформировался Киев в качестве города (Новгород в качестве города сформировался примерно тогда же, на рубеже IX-X веков, хотя т.н. Рюриково городище на территории нынешнего Новгорода возникло немногим ранее – в начале второй половины IX века).
Новгород в лице Олега Вещего сделал с Киевом то, что делает отец с матерью, – и родилось Русское государство. Сюжеты овладения городом перекликаются с сюжетами овладения богатой невестой.
Московские князья Рюриковичи всегда считали, что Киев – их отчина. В Московской Руси никогда не забывали, что христианство на Московскую землю, землю славян-вятичей, пришло оттуда, из Киева. Да и где-нибудь в северной глубинке пелись былины о Киеве. Былинная столица Святой Руси – вот что он значит для русского фольклора. Люди, знавшие это, воспринимали таким образом Киев даже после революции. «Мать городов русских» – написано пером, не вырубишь топором. Это наша история, и отвернуться от неё нам не удастся. Рубить единые корни – бессмысленно.
Подробнее читайте в свежем номере «Аргументов недели».