Современные дипломаты и политологи почему-то забыли об опасном инциденте холодной войны между двумя ядерными державами, случившемся в 1961 году на берлинском КПП «Чарли», названный «танковым противостоянием на Фридрихштрассе». Так что же произошло на границе Восточного и Западного Берлина 27 октября 1961 года?
Повода к опасному инциденту никто и не скрывал: СССР руками социалистической ГДР возводили и укрепляли свою «красную линию» в Европе – пресловутую стену. США всеми силами эту стройку желали остановить, а то – и разрушить силой. Для этого американцы даже подогнали к самому КПП десяток оборудованных под бульдозер танков М-48, расчехлив при этом их башни и орудия. В ответ власти ГДР срочно выставили напротив американских «туристов» советские танки Т-55А, тоже сняв с них чехлы. Внутри боевых машин по обе стороны границы в ожидании приказа в полной готовности находились экипажи. Расстояние между ними составляло несколько десятков метров, что для артиллерийского залпа - прямой наводкой…
Президент США Кеннеди после доклада ЦРУ об этом строительстве, уже 30 августа 1961 года объявил в США экстренную мобилизацию резервистов, которых он намеривался использовать для силового прикрытия насильственного демонтажа берлинской стены, хотя она по указанию немецкого руководителя Вальтера Ульбрихта возводилась лишь на землях ГДР!
Обстановка резко обострилась после того, как пограничники ГДР 22 октября отказались пропустить через КПП «Чарли» служебный автомобиль главы американской миссии Адама Лайтнера, который собрался посетить Восточноберлинский театр без соответствующих официальных формальностей. Тот обиделся и наябедничал в Белый дом о том, что ГДР, дескать, готова чуть ли не сегодня наброситься на беззащитный Западный Берлин. Естественно – и на «миролюбивых» американских солдат, которых в те годы там было поболее, чем гражданских немцев!
Подробнее читайте в материале «Аргументов недели».