Как корабль назовешь, так он и поплывет… Почему затонула «Эстония»
18 августа 2022, 13:04 [ «Аргументы Недели» ]
Сентябрь, как и осень в целом, на Балтике традиционно славен капризами погоды с непредсказуемыми штормами, перепадами давления, туманами, дождями и другими «сопутствующими» неприятностями. Прибавим сюда относительную малую глубину Балтийского моря, его строптивые течения, обилие меняющих конфигурацию мелей, чтобы стало понятно – почему даже опытные капитаны, выходя в очередной рейс, на всякий случай суеверно просят Нептуна о милосердии.
27 сентября 1994 года паром «Эстония» с 988-ю пассажирами и членами экипажа в 19:15 отвалил от причальной стенки Таллиннского порта и взял курс на г. Стокгольм. К ночи Балтику стало штормить, ветер усилился с 10 м/сек до 20 м/сек, но огромный паром с полной загрузкой уверенно шел привычным курсом, которым проходил туда и обратно не один десяток раз. Капитан Андерсон, приняв рапорты от вахтенных служб, еще раз визуально проверил обстановку и в 00:30, сдав вахту помощникам, ушел в свою каюту. Качка при этом заметно усиливается, высота волн достигает 8 метров, однако экипаж это не тревожит: в осеннее время года для Балтики эти природные явления – обычное дело.
Ночью механик машинного отделения «Эстонии» Маргус Треу тревожно докладывает капитану о том, что явственно слышал несколько сильных неопознанных металлических ударов по корпусу парома, а сигнальный монитор показывает, что через уплотнители носовой аппарели внутрь грузовой палубы начинает поступать заборная вода. Андерсон объявляет аварийную тревогу, но… стихия оказалась быстрее. И беспощаднее…
«Эстония» посылает сигналы бедствия, от крена и поступившей воды выходят из строя две из четырех ее машин, крен превышает критические 40 градусов… В 01:58 паром «Эстония» уходит на дно вместе с теми, кто не успел покинуть судно и его капитаном Арво Андерсоном…
Западная съемочная группа, которая успела сделать ряд подводных документальных видеокадров для канала «Discovery» еще до исторического запрета, запечатлела на пленку отчетливую вертикальную пробоину в борту парома. Что это за пробоина, откуда она взялась, каково ее происхождение, очень похожее на столкновение с другим кораблем или даже на торпедную атаку, тем более и своими размерами: 4х1,5 метра? Зачем так быстро и в нарушение всех морских традиций корпус погибшего лайнера эстонцы обильно засыпали песком и гравием, самыми первыми по сути и нарушив объявленную «неприкосновенность»? Похоже, что кто-то очень сильно был заинтересован в полном сокрытии любых подробностей трагедии.
Подробнее читайте в материале «Аргументов недели».