В этом году – 100 лет второму и окончательному провозглашению Советской Белоруссии. Тот проект государственности соперничал с другим – с Белорусской Народной Республикой. Сегодня мы испытываем дежавю, видя противостояние тех же знамён: бело- красно-белого и советского красно-зелёного.
9 марта 1918 Рада ушла из Минска вместе с немцами – туда, где сохранялась немецкая оккупация. Сначала в Вильнюс, столицу новообразованной Литовской Республики, а затем в другой её центр – Гродно. Находясь в Литве, Рада договорилась с её руководством о создании «литовско-белорусского государства» в границах прежнего ВКЛ. Отдала Литве Виленскую и Гродненскую губернии, взамен получив лишь шесть из 26 мест для белорусских представителей в литовском парламенте.
Никаких практических последствий то соглашение не имело. Это тактический манёвр. Раде некуда было деваться, и таким образом она получила возможность вести политическую деятельность на литовской территории. Деятели БНР играли в свою игру. Отчасти их можно сравнить с нынешним координационным советом белорусской оппозиции (а отъезд Рады в Вильно – с отъездом мадам Тихановской туда же). Этот совет говорит от имени народа, но в действительности представляет только самого себя. А Рада даже и не пыталась говорить от имени народа, хотя, конечно, считала себя выразителем его интересов.
Большинство сегодняшних белорусских демонстрантов не заглядывают глубоко в историю. Бело-красно-белый флаг для них – это не флаг БНР (и уж конечно, не флаг пособников Гитлера, в чём их упрекают оппоненты). Для них это флаг Республики Беларусь 1991–1995 годов – тот символ страны, что использовался до прихода к власти А. Лукашенко. Интересно, кто дал живые деньги на то, чтобы эти флаги были так быстро пошиты для протестов в таком огромном количестве?
Подробнее читайте в свежем номере "Аргументов недели".