ЦДРИ – единственный в России Дом, объединяющий деятелей всех видов и жанров искусства, – говорит она. – Это уникальный клуб творческой интеллигенции. В 1930 году Дому передали особняк на Пушечной, построенный по проекту К. Тона – архитектора Большого Кремлёвского дворца и храма Христа Спасителя.
ЦДРИ принадлежит ещё одно здание, строившееся на деньги ВЦСПС. Но пока оно возводилось, рухнули вначале перекрытия в «старом» здании, а потом и советская власть.
Двадцать с лишним лет мы содержим себя самостоятельно. И все эти годы члены Правления регулярно ходят в «высокие» кабинеты с просьбой помочь восстановить историческое здание. О. Лепешинская, И. Бугримова, М. Эсамбаев надевали ордена, но им всё равно говорили: «Нет денег».
И вот весной 2011 года выходит Постановление Правительства Москвы о проведении капитального ремонта. Но в это же самое время Департамент имущества постоянно угрожает отобрать особняк. Кому он тогда достанется после реконструкции?
– И в это же самое время среди членов Правления ЦДРИ возникли разногласия?
– В 2007 году правительство Москвы предложило взять нас под свою опеку, пообещав выделить деньги на восстановление «старого» здания. Правление согласилось. Через год после бесконечных переписок Москва направила нам письмо с отказом: «в связи с недостаточностью средств в бюджете».
Но вдруг в апреле 2011 года тогдашний председатель Правления ЦДРИ З. Кириенко собрала Президиум и представила молодого человека, под которого якобы Москва даёт деньги на восстановление Дома. Господин Цыпулин будто бы рекомендован «самой Швецовой», и мы должны избрать его директором. В своей речи он сказал: «Мне всё равно чем торговать – виагрой или культурой. Я хорошо умею торговать всем».
Но Президиум Правления по уставу не мог принять такое решение. В июне 2011-го собрали конференцию из представителей всех творческих союзов. В результате Зинаиду Михайловну попросили освободить место.
На следующий день у меня на столе лежали заявления об увольнении от бухгалтерии и директора-распорядителя. Я вспоминаю, как им говорила: «Уже и в новом здании ремонт надо делать. Давайте хоть полы отциклюем.» – А они: «Денег нет!» Теперь понимаю и вижу – деньги на ремонт можно было найти. За один только этот год отремонтировали крыши обоих зданий, привели в порядок двор, фойе, лестничные пролёты; заменили провалившиеся в гардеробе полы. Туалеты стали прилично выглядеть, делаем ремонт в артистических и кабинетах. И это всё с теми же арендаторами!
– То есть в ЦДРИ появился человек, осуществляющий оперативное руководство финансами?
– Да. Коммерческого директора мы взяли после пожелания мэрии – «научитесь торговать». Спасибо им! Да и члены Правления буквально заставили меня взять на должность директора-распорядителя Елену Смирнову. Она закончила ГИТИС по специальности «Экономика и организация театрального дела», доктор экономических наук, имеет большой практический опыт в бизнесе, в том числе и в сфере искусства. В помещениях ЦДРИ, несмотря на досужие разговоры, ни один из её собственных бизнесов не располагается. За короткий срок Смирнова смогла увеличить доходную часть бюджета ЦДРИ на 30%.
Немалую роль в повышении доходов ЦДРИ сыграл выигранный в суде процесс о незаконности налагаемых Госкомимуществом штрафов, которые регулярно выплачивались из средств ЦДРИ в силу некомпетентности предыдущих руководителей административно-хозяйственной и финансовой деятельности ЦДРИ.
– Насколько известно, вы судитесь с правительством Москвы не только по штрафам?
– Судебные тяжбы ЦДРИ с московскими структурами инициированы вовсе не руководством ЦДРИ, а самими чиновниками, предъявившими в начале 2011 года сразу четыре иска в суд о выселении арендаторов из здания. В ходе судебных заседаний выяснилось: на это здание есть свидетельство о праве собственности города Москвы, оформленное ещё в 2002 году, – о чём руководство ЦДРИ не знало до предъявления вышеуказанных исков.
Из материалов регистрационного дела стало ясно: свидетельство о праве собственности на новое здание получено незаконно. В связи с этим мы и были вынуждены обратиться в суд с иском о признании права собственности за ЦДРИ. В это здание Москва не вбила ни одного гвоздя, не вложила ни одного рубля!
Мэрия сейчас из кожи лезет, собирает под свои знамёна обиженных, инициирует клеветнические статьи и репортажи. Не будет Москва реконструировать старое здание? Как «реконструировала» его все эти 20 лет? И ещё утверждают, что к нам ходят только одни старики да старухи. Полный идиотизм.
– Вот и расскажите, «из первых рук», как Дом продолжает свою творческую деятельность…
–У нас более 20 творческих советов и клубов. Творческий совет по театру и кино возглавляет С. Никоненко, клуб авторской песни – С. Никитин… Наши джазовые вечера под руководством И. Бриля и А. Кролла – лучшие в Москве!
А где, в каком Доме в России сейчас проводят фестивали арфистов? Мы провели их уже двенадцать! Недавно с большим успехом прошёл Международный конгресс иллюзионистов. Возобновили в этом году легендарные «Посиделки».
В этом Доме есть традиции: М. Кристалинская, Р. Зелёная, С. Образцов, М. Задорнов, Е. Шифрин, Е. Петросян делали здесь первые творческие шаги, а затем приводили и приводят своих учеников.
Вот только что народная артистка России Г. Писаренко представляла своих учеников. Зал был переполнен.
Дом живёт насыщенной творческой жизнью. Мы не поменяли его специфику. Не отступили от традиций. В этом Доме любят принимать людей и любят помогать. И всегда ждут гостей!
Полную версию интервью читайте на сайте www.argumenti.ru