Московские власти продолжают заниматься оптимизацией системы общественного транспорта столицы. Так, с 22 июня сразу несколько трамвайных маршрутов перешли на так называемую «зелёную волну». То есть при подъезде вагонов светофор автоматически будет давать зелёный свет трамваю, дабы увеличить среднюю скорость движения общественного транспорта.
Новая волна
Нужно сказать, что идея «зелёной волны» не нова – впервые эту технологию попробовали в Зеленограде на Солнечной алее. Правда, использовалась она не для трамваев, а для легковых автомобилей. Эксперимент распространялся на поворотный карман. Там на светофоре был установлен датчик, который включал «стрелку» только тогда, когда к нему подъезжал автомобиль.
«Зелёная волна» – технология не новая. Её суть в том, чтобы настроить светофоры таким образом, чтобы зелёный свет включался на них с определённым интервалом, но не одновременно, а с небольшим временным сдвигом. Применение подобного метода на различных магистралях, как правило, даёт возможность увеличить среднюю скорость, уменьшить время простаивания на перекрёстках и число ДТП.
Однако в столице система «зелёной волны» слегка усовершенствована как раз за счёт датчиков, которые будут высматривать общественный транспорт и отправлять команду для светофоров, дабы дать трамваям приоритет в движении.
Успеть за 17 секунд
Пока «зелёная волна» в Москве будет работать только для трамваев в районе пересечения шоссе Энтузиастов и Третьего транспортного кольца. И сие счастье доступно для маршрутов №№ 8, 12 и 46. По информации заместителя руководителя Центра организации дорожного движения Дмитрия Горшкова, подобные меры уже позволили сократить среднее время ожидания проезда перекрёстков почти в пять раз.
«Если ранее трамваям приходилось ожидать порядка 90 секунд переключения сигнала, то теперь – не более 17. Мы постоянно работаем над развитием интеллектуальной транспортной системы Москвы. Один из наших самых главных приоритетов – это работа общественного транспорта, так как в часы пик 73% горожан пользуются именно им. Проект по предоставлению приоритета трамваю является очень важным – пассажиры общественного транспорта смогут экономить время в пути, при этом автомобилисты не почувствуют никаких дополнительных затруднений», – заявил замруководителя ЦОДД.
А чтобы водители не сталкивались с ситуацией внезапного изменения зелёного сигнала светофора на красный, на нём всегда будет гореть оставшееся до переключения время – «3 секунды». Предполагается, что это позволит автомобилисту внутренне всегда быть готовым к изменению дорожной ситуации. Правда, не повлияет ли это в худшую сторону на среднюю скорость движения личного автотранспорта на этих участках?
К слову, до конца года «зелёная волна» появится ещё на 600 объектах в Москве, в том числе и для автобусов, а с 2018 года планируется, что весь общественный транспорт столицы будет пользоваться подобной инновационной системой.
Тема средней скорости и интервалов движения как никогда важна для ГУП «Мосгортранс». В конце концов, до недавнего времени это было главным отличием наземного транспорта от метрополитена. Если в подземке ты мог всегда точно знать, что через пару минут приедет поезд, а через 20 минут ты будешь на месте, то с автобусами такой гарантии раньше не было.
Так, «Мосгортранс» недавно завершил тестирование автоматизированной системы оповещения водителей «Интервал». Суть её в том, что она рассчитывает интервалы до ближайшего транспорта одного маршрута на основе данных GPS и ГЛОНАСС. Эта информация выводится на дисплей водителю, и, уже исходя из неё, он сможет при необходимости скорректировать скорость движения – поехать чуть быстрее или медленнее.
Трамвай в приоритете?
Вообще, по словам генерального директора ГУП «Мосгортранс» Евгения Михайлова, за последние четыре года количество невыполненных рейсов из-за пробок уменьшилось вдвое, а расписание автобусов, трамваев и троллейбусов выполняется на 94%.
Ежегодно число пассажиров наземного общественного транспорта в Москве растёт. Так, за прошлый год их количество увеличилось на 600 тыс. человек в день, и теперь ежедневно «Мосгортранс» перевозит около 7 млн пассажиров в сутки. Естественно, повышенный спрос вызван не только повсеместным введением платной парковки и увеличением её тарифов, но и существенным улучшением работы и качества обслуживания общественного транспорта. В том числе за счёт обновления парка тех же трамваев. Именно этот вид транспорта в ближайшие годы будет развиваться в столице. Так, до конца этого года на маршруты выйдут 50 новых современных трёхсекционных трамваев «Витязь-М». Всего до конца 2019 года появится 300 таких вагонов. Вдобавок в течение двух лет власти Москвы собираются реконструировать 55 км трамвайных путей, а также есть планы перестроить монорельс под пути для трамваев.