Аргументы Недели → Город М № 41(383) от 24.10.2013

Москве-реке дадут начальника

, 17:51

В Московскую думу обратились представители Национальной ассоциации судовладельцев и несколько компаний-инвесторов с предложением передать управление Москвой-рекой и всей её инфраструктурой в частные руки. Авторы идеи предлагают в течение трёх лет очистить воду, построить плавучие гостиницы и рестораны, а также запустить несколько маршрутов общественного водного транспорта.

Депутаты МГД положительно приняли инициативу коммерсантов, однако отмечают, что на сегодняшний день нет чётких правил игры в этой сфере. На эту проблему обращает внимание и президент Национальной ассоциации судовладельцев (НАС) Андрей Новгородский. По его словам, необходимо создать саморегулируемую негосударственную организацию – единую управляющую компанию. Она как раз и займётся согласованием действий организаций, которые занимаются управлением и контролем на Москве-реке. Как говорит президент НАС, несмотря на то что все законы разработаны, они являются федеральными и не учитывают особенностей города. Единая управляющая компания должна устранить всевозможные преграды, чтобы не возникало конфликтов между чиновниками и коммерсантами.

Кроме того, инвесторы возьмут на себя обязательства по благоустройству берегов, ремонту пристаней, а также соблюдению всевозможных норм, которые касаются этой сферы.

Напомним, что Юрий Лужков активно боролся с дебаркадерами в 2006–2008 годах. По мнению прошлого градоначальника, главной бедой, которую несли дебаркадеры столице, было то, что в воду сбрасывались канализационные отходы. Кроме того, зачастую такие гостиницы и рестораны работали без каких-либо разрешительных документов. А иногда и вовсе вместо приличного заведения там обустраивали либо бордель, либо общежитие для нелегалов.

Генеральная линия в этом вопросе у Ю. Лужкова была такова, что на Москве-реке нет и не будет места дебаркадерам. Для этого использовали любые законные методы. Однако фактически это больше походило на рейдерство. Не имея возможности отозвать выданные лицензии, чиновники запрещали парковки рядом с дебаркадерами, заваривали парапеты и т.д. К слову, многие находят в этой истории элементы передела бизнеса, особенно когда после отогнанных дебаркадеров появлялись новые, у которых не было проблем с мэрией.

Нет стратегии

Сегодня же НАС вместе с инвесторами предлагают развивать этот сегмент – строить плавучие гостиницы и кафе, заниматься улучшением экологической ситуации на Москве-реке, развивать транспортную инфраструктуру и многое другое. В итоге к 2018 г. планируется создать порядка 200 дебаркадеров, которые должны отвечать современным требованиям. В принципе они могут выполнять разные функции: например, быть ещё и офисами, парковками, галереями и т.д. Что по идее должно как-то «разгрузить» проблемы, которые нависли над Москвой.

Однако нужно понимать, что, несмотря на более низкую стоимость аренды дебаркадеров по сравнению со столичной «наземной» недвижимостью, гостиницы не обязательно будут дешёвыми для клиента. А именно их и не хватает сейчас городу. И большой вопрос – будет ли хватать доступных «койко-мест» к чемпионату мира по футболу в России в 2018 году. Точно такая же история с ресторанами и кафе в городе. Власть вроде как пытается решить проблему недорогого и качественного общепита, даже готова открывать заведения на первых этажах жилых зданий. Но где гарантия, что плавучие рестораны не станут чем-то элитарным для олигархов и их приближённых? Поэтому возникает большой вопрос: а смогут ли инвесторы проекта интегрироваться в идеи развития города и будут ли совместные действия полезными не только частникам, но и горожанам?

С транспортной составляющей тоже всё неоднозначно. Причалы далеки от станций метрополитена, что делает пересадку не совсем удобной. Зимой к тому же река подо льдом. А значит, нужен либо экраноплан (а это, мягко говоря, в условиях города из области фантастики), либо надо забыть о таком виде передвижения с октября по апрель. Более того, общественный транспорт должен быть и быстрым, и удобным. Так что для этих целей уже вряд ли подойдут речные трамвайчики. Они удобны лишь для туристов. Ещё один вопрос – стоимость проезда. Никто не станет пользоваться речным транспортом, если это будет дороже того же подземного и наземного общественного транспорта.

Перенести часть транспортной нагрузки на воду – возможно. Понятно, что это не решит все проблемы: у нас не Венеция, чтобы все передвигались на гондолах. Но некий смысл в этом есть – если это станет общей системой решения транспортной проблемы. Должна быть разумная альтернатива для гражданина, чтобы он мог добраться за разумные деньги в нужное место разными видами общественного транспорта.

«Но на сегодняшний день системного подхода нет. Господин Ликсутов и Департамент транспорта не могут предоставить внятную концепцию экспертному сообществу и донести, чего же они делают. Если бы подобный документ существовал, то было бы понятно, что нужно делать с Москвой-рекой. На мой взгляд, коммерческие организации этим заниматься не будут – не видно здесь прибыли для них. Разве что это направление будет монополизировано», – говорит Александр Закондырин, лидер народной партии «Альянс зелёных».

Уловка монополиста

Желание очистить воду Москвы-реки выглядит достаточно амбициозно, но опять же вызывает скептические настроения у специалистов. Понятно, что экология Москвы-реки в плачевном состоянии. По официальной статистике, она имеет участки, где есть и серьёзные, и слабые загрязнения. И по нефтепродуктам, и по тяжёлым металлам. Река уже сейчас не соответствует нормативам рыбохозяйственного водоёма. Чему должна соответствовать.

«В пределах города есть около 15 крупных источников загрязнения. В том числе и через впадающие в неё реки. И бороться надо не за очищение водоёма – Москва-река и так с половодьем очищается. Нужно что-то делать с источниками загрязнения. Они находятся как за пределами города, так и непосредственно в столице. Каким образом частники смогут решить этот вопрос – непонятно. Например, что, они придут в Роскосмос и попросят их не скидывать стоки в реку?» – говорит Роман Пукалов, директор природоохранных программ общественной организации «Зелёный патруль».

По мнению Р. Пукалова, это очередная уловка, чтобы заполучить кусочек московского пространства для бизнеса. Вообще проблему грязной воды нужно решать силами московских и областных властей, а также при помощи правоохранительных органов в очень жёстком режиме. «Штрафовать нужно безбожно. Экологические каникулы давно закончились, и сброс тонн отходов в Москву-реку должен караться минимум миллионом рублей», – говорит он. Тогда что-нибудь изменится.

Так что на сегодняшний день всё это выглядит очередной монополизацией пространства под бизнес с желанием почистить берега и воду от пластиковых бутылочек.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram