Очередной XII фестиваль пива в Москве опять открылся жаркими спорами на тему: «а нужен ли он вообще?». Сторонники считают его народным праздником. Противники – пропагандой алкоголя среди молодежи, причем на бюджетные деньги.
Хоть трезвенник Ю. Лужков пива не пьет, но Фестиваль пива он любит точно. И щедро оделяет «пивных организаторов» бюджетными деньгами. В этом году им выдано из городской казны 20 млн. руб. на аренду Лужников и прочие надобности – начиная с организации охраны и заканчивая установкой туалетов. Сами пивовары оплачивают обустройство торговых точек и «музыку» – приглашенных артистов. Несмотря на традиционно сопровождающие фестиваль протесты и скандалы, сворачивать его или хотя бы проводить скромнее никто не собирается. Наоборот, в этом году он длится вдвое дольше обычного и занимает огромную площадь в 20 гектаров.
«За прошедшую дюжину лет пивной праздник стал по-настоящему народным, даже семейным мероприятием, – считает Инна Святенко, депутат Московской городской думы, председатель Комиссии по безопасности. – Его смысл не в том, чтобы напиться. Кроме пития в Лужниках одновременно проходят концерты, конкурсы с песнями, танцами. Это культурная составляющая жизни столицы».
Нет «музона» без Кобзона
Совсем по-другому видит Фестиваль пива его противник Антон Беляков, депутат Государственной думы от «Справедливой России»: «Да там все завалено голыми телами, дергающимися под аккорды рок-фестиваля! Пьют дети и женщины, даже беременные ходят с кружками пива. А под занавес все валяются под кустами в грязи. К сожалению, эти попойки повторяются из года в год».
С точки зрения Антона Владимировича, выбор музыки для праздника рассчитан исключительно на подростков. В Лужниках не услышишь, например, Кобзона с Кадышевой. Депутат утверждает, что у него есть и доказательства продажи пива несовершеннолетним.
«В день открытия на двух точках мы вместе с милицией задержали мужиков, которые продавали алкоголь подросткам, – рассказывает А. Беляков. – Но организаторы сделали все возможное, чтобы свести ситуацию на нет. Сначала нам пообещали, что эти фирмы больше не будут торговать на фестивале. Потом выяснилось, что у проштрафившихся компаний несколько павильонов. В результате через три часа задержанных отпустили, и они продолжили торговлю. Правда, организаторы выразили общественным наблюдателям искреннюю благодарность за бдительность. А представители городских властей, напротив, открыто обвинили представителей «Справедливой России» в организации подстав. Якобы депутаты сами привели на праздник высокорослых подростков для «контрольных закупок» перед телекамерами».
Конечная цель борцов с алкогольной пропагандой – закрыть не отдельные торговые точки, а сам фестиваль. По крайней мере убрать его из Лужников. Основания для этого на самом деле есть в федеральном законе №11‑ФЗ и в 22-й статье Закона о рекламе, запрещающих распитие и пропаганду пива на территории спортивных сооружений.
Как мэр не стал тореадором
«Мне кажется странной такая непоследовательность, – удивляется Сергей Митрохин, лидер партии «Яблоко». – Во время всех массовых спортивных и культурных мероприятий в Лужниках и его окрестностях торговля алкоголем полностью прекращается. Это никак не вяжется с проведением пивного форума вокруг спортивной арены. Во многих странах существуют подобные праздники. Но вопрос в том, стоит ли переносить чужие традиции на нашу землю с нарушением закона. Запретил же Ю. Лужков проводить корриду в столице. Хотя в 90-е годы этот проект сулил немалые деньги. Конечно, быка завалить – не бочку пива откупорить!»
Но многие москвичи считают, что Фестиваль пива в столице за двенадцать лет вполне прижился. По данным ГУВД г. Москвы, в дни открытия и закрытия фестиваль посещают 10–15 тыс. человек и тысяч по 5–7 в будни. Было бы странно, если бы уходили они оттуда совершенно трезвыми. «Мы, как обычно, усиливаем наряды на станциях, близких к Лужникам, – рассказал «АН» заместитель начальника отдела по обеспечению проведения массовых мероприятий Управления милиции на метрополитене майор милиции Анатолий Яковлев. – Причем в основном для того, чтобы подвыпившие люди не стали жертвами преступлений. Агрессивных пьяных немного, а драк за все время проведения фестивалей не зафиксировано ни одной. В течение дня люди по большей части идут только в легком подпитии. К вечеру пьяных становится больше. Но таких, которых приходится останавливать и отправлять на вытрезвление, не больше 10–15 человек за один день фестиваля. Причем это не только молодежь, но и люди постарше».
В этом году, возможно, статистику придется пересмотреть. В нынешнюю жару трудно рассчитать свои силы, особенно когда дело касается холодного пива.