Московские телекоммуникационные компании, связанные со столичными властями, не прочь подмять под себя весь рынок интернет-услуг в городе. Можно предположить, что для этого подключен административный ресурс - конкурентов будут выдавливать с помощью проверок во время грядущей «инвентаризации» слаботочных сетей в жилых домах. По ее результатам чиновники считают себя вправе принимать меры вплоть до демонтажа оборудования неугодных провайдеров. Результатом очередного нажима на малый бизнес для одних станет нажива, а для миллиона московских пользователей - резкий рост стоимости интернет-услуг в отсутствие конкурентов.
Захват рынка
Технология выдавливания конкурентов выглядит примерно так: до 1 июля нынешнего года все жилые дома столицы будут проинспектированы комиссиями, сформированными в управах. Они должны убедиться в законности установленной там аппаратуры. Пока предприниматели будут собирать документы, власти поставят вопрос о демонтаже «незаконного» оборудования.
На памяти столичных провайдеров это уже пятая подобная инвентаризация. Ни одна не сделала жизнь москвичей лучше. Неужели казенные средства будут потрачены на очередной передел рынка интернет-услуг?
Конкуренция в этой сфере жесткая, качество услуг примерно одинаковое. В результате такой борьбы месячная плата за приличный канал связи опустилась до 400-600 руб. в месяц. Москвичам от обилия предложений только польза. А вот к чему приводит монополизация - каждый чувствует на себе по повышениям тарифов ЖКХ.
Так известные московскому правительству компании охотно подмяли бы под себя и весь рынок интернет-услуг. Например - МГТС, работающая под присмотром главы АФК «Система» В. Евтушенкова, связанного родственными узами с московским мэром Ю. Лужковым. МГТС уже запустила свой интернет-проект. Однако сигнал идет не по выделенным оптоволоконным линиям, а по старым медным телефонным проводам. Поэтому он нестабилен, и скорость его невысока.
Даже то, что МГТС предлагает свои услуги на льготных условиях, положения не спасает. Бодрые рапорты о многих тысячах подключений вступают в противоречие с отчетами о доходах. По независимым оценкам, пока за МГТС - не более 1% рынка интернет-услуг. Задавить конкурентов, резко уронив на некоторое время цены, не получилось. Но у отцов города остался непобедимый административный ресурс!
«Такие инструкции, как эта, по проверке интернет-сетей играют на руку всем известным властным структурам, - уверен Александр Золотов, генеральный директор Российского научно-исследовательского института инфокоммуникационных технологий.
Неужели московская власть пытается подмять под себя очередной сегмент рынка? Видимо, из строительства все, что можно, уже взято. И ничто не мешает осваивать рынок предоставления интернет-услуг.
При этом никаких работ со стороны Московского правительства по реализации стратегии развития информационного общества в РФ - документа Совета безопасности, подписанного президентом, - не ведется. Я предполагаю, что для нового проекта будет закуплено дорогое импортное оборудование, чтобы выдавить с рынка малый и средний бизнес. А он дает Москве рабочие места и налоговые поступления. Интернет-услуги, а заодно и интернет-рекламу монополизируют. Пострадает от этого прежде всего клиент».
В регионах такие примеры уже есть. Там, где провайдеры обычно не без участия местных властей сумели монополизировать рынок, тарифы на интернет-услуги подскочили сразу в два, а где и в три раза.
Превышение полномочий
В столице МГТС уже повышает тарифы на обычную телефонную связь еще и потому, что новый интернет-проект требует больших денег. Схема обычная - административный ресурс всегда работает за казенный счет. Городское правительство разошлет распоряжение проинспектировать сети по управам, те передадут указания ДЕЗам. Последние вызовут провайдеров и потребуют внушительный пакет документов. Например, «рабочий проект на прокладку сети с наличием согласования с владельцем жилого дома». Провайдеры будут в недоумении - как согласовывать с каждым жильцом проект сети?
Да и зачем? Ведь тот самый проект провайдер в первую очередь должен согласовывать в Федеральной службе по надзору за связью (ФСНС, или, как ее еще называют, Роскомнадзор). При этом приходится тратить от 20 до 50 тыс. долларов и уйму времени на оформление.
Поэтому, увидев разработанную в московском правительстве методичку, зам. начальника отдела рынков услуг и связи ФАС (Федеральная антимонопольная служба) Елена Заева удивилась: «Странно выглядит! Если бы мы официально получили такую бумагу, то в первую очередь запросили Роскомнадзор о правомерности и обоснованности проведения такой инвентаризации. Ведь когда провайдер сдает свое оборудование в эксплуатацию, то представитель Роскомнадзора выезжает на место, составляет акт о соответствии всем требованиям. То есть федеральные службы, а не московские должны определять, соответствуют ли нормативам отрасли те или иные средства связи».
«Вмешательство в деятельность федеральных надзорных органов, - добавляет Александр Золотов, - уголовно наказуемое преступление. Генпрокуратуре надо присмотреться - не попадает ли эта методичка под статью о саботаже деятельности органов государственной власти и превышении служебных полномочий».
Странной выглядит и угроза чиновников демонтировать сеть, если владелец не явится или не принесет нужного документа. Сеть - это чужая собственность, притом довольно дорогостоящая. Ее демонтаж без решения суда - это фактически кража, которую не одобряют ни Уголовный, ни Гражданский кодексы.
Подъезды в осаде
Впрочем, у московского правительства и подконтрольных им ДЕЗов есть другой способ отрезать провайдерам доступ к сетям. Это очень просто: не выдавать ключей от чердаков и подвалов тем, кто не прошел инвентаризацию. «Сейчас это маленький бизнес ДЕЗов, - рассказывает Игорь Белов, эксперт рынка сотовой связи и интернет-услуг. - Они подписывают с провайдерами «договор о сотрудничестве» и в соответствии с ним дерут деньги за доступ к ключам. Ключи выдаются в муниципальных участках, там сидит диспетчер, а перед ним - список «допущенных» провайдеров.
Раньше ДЕЗам хватало 100-200 рублей в месяц за дом с каждого провайдера. Теперь они хотят 500 рублей. Кажется немного, но если у провайдера 500 домов, то отдать ему придется 250 тысяч. А средняя выручка с небольшой сети - 3-4 миллиона, и четверть миллиона только за ключи - заметная сумма...»
Сейчас мелкие провайдеры используют привычные методы обороны: конфетки, коньячок, конвертики диспетчерам. Те, кто покрупнее, ищут выходы на московское правительство, чтобы договориться там. Многие на всякий случай начали маркировать свои кабели, чтобы как-то откликнуться на инициативу сверху.
«На самом деле комиссии из управ могут только проверить, насколько прокладка сетей соответствует правовым актам, - говорит зам. начальника Федеральной службы по надзору в сфере связи информационных технологий и массовых коммуникаций Михаил Воробьев. - Что касается взаимоотношений операторов связи, то если кто-то усматривает нарушения, то пусть пишет нам бумагу, мы назначим проверку».
Бизнесмены не сомневаются, что найдутся начальники, которые отправят электриков с ножницами резать кабели. У предпринимателей есть выбор: подавать в суд постфактум - когда сеть будет уже демонтирована. Или обращаться в прокуратуру уже сейчас, на основании выпущенной инструкции, обвиняя чиновников в подстрекательстве к противоправным действиям.