Аргументы Недели → Город М № 6(144) от 12.02.2009

Малая авиация: большой вопрос

Первый дом-вертодром в форме гриба вырастет на 63-м км МКАД

, 17:55

Правительство Москвы решило всерьез взяться за развитие вертолетной «скорой помощи». Постановление о строительстве сети специальных посадочных площадок уже принято. Причем в ситуации, когда жестко сокращаются расходы на возведение городских больниц, на закупки лекарств  для льготников и прочие связанные с медициной статьи столичного бюджета.

Сейчас вертолеты, работающие как «скорая помощь», могут приземляться на очень ограниченном числе площадок. Две есть на МКАД, на 53‑м и 64-м км, четыре - на территории городских больниц (№7, 15, 20, 71). Имеются посадочные площадки у Института им. Склифосовского и НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, причем последняя - прямо на крыше дома 22 на Большой Полянке.
Сюда в условиях московских пробок даже реанимобили могут не успеть довезти тяжело травмированного человека, а вертолеты делают это за 10-15 минут. В МЧС сообщают, что благодаря использованию малой авиации за год удается спасти до 150 человек.
«В Москве скорую помощь оказывают 7 вертолетов. При необходимости мы привлекаем МЧС, - рассказывает депутат Мосгордумы, председатель Комиссии по безопасности Инна Святенко. - Недавно были закуплены три иностранные машины ВС Eurocopter с реанимационным оборудованием. Чтобы управлять ими, наши пилоты прошли курс обучения в Германии. Из российских аппаратов городу служит Ка-32. Но в нем такая сильная вибрация, что даже капельницу поставить трудно. Пока у наших КБ, к сожалению, нет новых сертифицированных и запущенных в серийное производство легких вертолетов. Напомним, чтобы летать над мегаполисом, машина должна иметь два двигателя и возможность пролететь на одном из них не менее 30 минут. Последнее условие - дань безопасности: в случае отказа техники пилоту должно хватить времени на то, чтобы увести машину подальше от плотной застройки».
«Я считаю, Москве нужно еще 4 иностранных вертолета», - подводит итог Инна Святенко.
Техника эта недешевая. Современный вертолет европейского производства стоит от 1,5 до 2,5 млн. евро. «Именно сейчас их и надо покупать, - считает депутат Мосгордумы Александр Крутов. - Причем на основе конкурса. У иностранцев шансов больше еще и потому, что они готовы предоставить полный комплекс послепродажного обслуживания. Своевременная замена запчастей, например, повышает надежность авиационной техники».
Сторонники присутствия вертолетов в столичном небе настаивают на увеличении посадочных площадок. Причем не наземных, которые суть «вчерашний день», а поднятых над окружающими зданиями.
Московскому правительству уже предложен проект грибообразного вертодрома с плоской «шляпкой». В его «ножке» - въезд для машин «скорой помощи» и пожарников. Первый такой вертодром предполагается построить на 63-м км МКАД. Затем, по замыслу проектировщиков, подобные «грибы» должны вырасти вблизи самых напряженных трасс и развязок и, конечно, вдоль МКАДа.
«Но что толку быстро привезти человека в больницу, если в ней не хватает лекарств? - недоумевает депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. - Мы спасем больше жизней, если будем направлять средства на закупку лекарств и на повышение окладов врачам «скорой помощи». И еще если сделаем наконец выделенные полосы на дорогах для экстренных служб...»
Не так давно Правительство Москвы расхваливало очередную программу помощи пострадавшим в ДТП. Тогда на самых загруженных городских магистралях планировалось создать стационарные пункты для неотложки, где бы дежурило сразу по нескольку машин «скорой помощи». Горячо обсуждалось, сколько именно машин должно дежурить, крытыми или открытыми делать стационарные пункты. Выделялись даже какие-то деньги, разрабатывались проекты. Но результата пока не видно - идут бесконечные согласования. Конечно, отцам города надоела такая рутина. Теперь их взгляды устремлены в небо. Они уже мечтают о вертолетах и о «грибах»-вертодромах...

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram