Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → exlibris 13+

Земля должна плодоносить

, 19:14 , Писатель

Писатель Виктор Трифонович Слипенчук ответил на видео-вопросы, которые задали посетители выставки «Non fiction-2011». Писатель благодарен всем, кто принял участие в презентации публицистического сборника «Восторг и горечь». Виктор Трифонович ответил не на все вопросы, а лишь на те, ответов на которые в сборнике нет.

Меня зовут Александра. И у меня такой вопрос. Где именно вы черпаете своё вдохновение, чтобы найти те самые правильные слова, чтобы описать всё то, что вы чувствуете, и передать это в правильной интонации своему читателю?

И второй вопрос. Вы сказали, что самое важное для автора – это испытывать всё на себе, на собственном опыте. Но важно ли для обычного человека испытать всё на самом деле, все эмоции, которые можно испытать, для составления той гармонии, о которой вы говорите? Или же обычному человеку достаточно простой фантазии и мнения автора?

Александра, ответ на первый вопрос вы найдёте на страницах моего публицистического сборника. А ответ на второй вопрос начну с того, что действительно для писателя любой опыт полезен. Иногда даже своей бесполезностью. Что касается обычного человека (очевидно, имели в виду человека – не писателя). Тут давайте признаем, что писатель такой же человек, как и все.

Мы ходим или не ходим в кино, в театр, читаем или не читаем книги, не задумываясь, пригодится нам всё это в повседневной жизни или нет. Просто мы так живём. Если какой-то человек считает, что ему не надо тратить эмоции, а достаточно авторитетного мнения (кто-то там из друзей напоёт ему арию, и его суждение об опере готово) – ну и слава богу. На одной из страниц сборника «Восторг и горечь» я говорю: «Жизнь сама по себе прекрасна, а жизнь писателя – это всего лишь один, и притом, возможно, не лучший, способ жизни».

 

Добрый день! Меня зовут Николай. Вы сказали, что Интернет спасёт мир. Расскажите о ваших отношениях с Интернетом. Ваши любимые страницы, сервисы, авторы? Где это спасение, по-вашему? Спасибо.

Николай, я не говорил, что Интернет спасёт мир. В девятнадцатом веке Фёдор Михайлович Достоевский обмолвился, что красотой спасётся мир, но это другое. Об отношениях с Интернетом достаточно страниц в моём сборнике. Интернет во многом может помочь людям в качестве жизни в глубинке и не только. В книге привожу конкретные примеры. А в том, что Интернет спасёт мир, – вряд ли. Думаю, более прав Достоевский.

 

Здравствуйте! Меня зовут Анастасия. В книге собраны публикации уходящего года. Вы считаете его необычным, судьбоносным или переломным для человечества? Вы его выделяете, он важен для вас?

Анастасия, тут важна точка отсчёта. Всё познаётся в сравнении. Я его не считаю ни судьбоносным, ни переломным. Закачалась система, в которой живёт человечество, – вторая волна кризиса потребительского мира. Страшно ли? Страшно. А вдруг за всеми этими волнами придёт цунами, которое всех нас смоет?! В общем, страшно и за себя, и за детей, и за внуков. Но говорить, что кризис упал неожиданно, как снег на голову, – нет. Всё, что создаётся человеком, не вечно. И кризис пройдёт. Но не иссякает в сердце человека тяга к вечному. Мне представляется, что Бог создал человека по своему подобию, чтобы получше разобраться в Себе, так сказать, в своём Эго.

Я родился 22 сентября 1941 года, отсюда и мой отсчёт. Стукнуло ровно 70 лет. Недавно узнал, что у японцев семидесятилетие обозначается двумя иероглифами, которые в переводе на русский означают – древняя редкость. Уже при жизни стал древней редкостью! Отсюда сами делайте выводы – насколько 2011 год важен для меня?!

 

На фотографиях вы – человек, ведущий светский образ жизни. Скажите, а как часто вы бываете в русской глубинке?

Спасибо за комплимент – относительно светского образа жизни. Впрочем, на фотографиях запечатлена не повседневная жизнь, а памятные встречи. Не хочу разочаровывать, но знаю, что на страницах сборника вы встретитесь с неопровержимыми доказательствами того, что жизнь писателя более всего сравнима с добровольной каторгой.

Что касается глубинки, довольно часто бываю на малой родине – в селе Черниговка. Это достаточно далеко от Москвы и всего в 200 км от Владивостока.

 

Дорогой Виктор Трифонович, в последнее время возобновились вопросы о православии, о русской идее, о своём пути России. Кто вы сам – славянофил или западник в этом споре?

В своё время (6 июня 1880 г.) в речи по поводу открытия всем известного памятника А.С. Пушкину Фёдор Михайлович Достоевский сказал, что всё это наше западничество и славянофильство есть одно сплошное недоразумение. После этой знаменитой Пушкинской речи все наши западники и славянофилы три дня здоровались, непременно-с пожимая друг другу руки. Стало быть, примирение возможно. Стало быть, для примирения нужен лишь серьёзный повод.

В очерке «Торт «негатив», опубликованном в этом сборнике, говорю о необходимости примирения и подробно аргументирую свою позицию.

 

Виктор Трифонович, добрый день! Поздравляю тебя с выпуском очередной книги. Хочу задать вопрос как твой земляк, представитель глубинки. Как сейчас будет произрастать, чем Россия? Представителями глубинки, Сибири, на твой взгляд? Рад всему, и до встречи!

Александр Долуда

Александр Сергеевич Долуда (для тех, кто не знает) – поэт и один из активных деятелей или, как сейчас любят говорить, креативщиков ежегодного Дальневосточного кинофестиваля «Меридианы Тихого». Он живёт во Владивостоке.

Александр Сергеевич (прекрасное имя), неожиданно оказавшийся на Ярмарке и на презентации моей книги, весьма кстати подтвердил, что родом я из глубинки (вопрос №4). И, конечно же, он, как и все мы, дальневосточники и сибиряки, с пелёнок знает о заявлении великого богатыря Земли Русской Михайлы Васильевича Ломоносова – Российское могущество будет прирастать Сибирью. У меня нет никаких ни сомнений, ни возражений.

До встречи, Александр Сергеевич!

 

Здравствуйте, Виктор Трифонович! Позвольте задать от себя вопрос. Вы выросли в большой семье. Как вы считаете, лучше расти в большой семье? Или иметь немного детей – одного, двух?

И второй вопрос. Насколько важна поддержка спутницы жизни? В данном случае я имею в виду Галину Михайловну, вашего спутника, вашу прекрасную супругу. Насколько спутницы влияют на творчество писателя? Спасибо.

Крылова Инна

В пору моего детства, а это годы послевоенные, тяжёлые, в 1947 году на Дальнем Востоке была голодуха. Мы, дети, ели всё подряд. Помню, пасу нашу корову с телком, а рука непроизвольно ныряет в карман. По кусочку отщипываю крохи от чёрной и крепкой, как каменный уголь, пампушки из соевого жмыха и думаю про всех этих взрослых: твердят и твердят, мол, хлеба нет, а по мне, было бы соевых пампушек вдосталь –и никакого хлеба не надо.

В то время семьи с одним или двумя детьми считались счастливыми. Нас было семеро. Говорят, что когда много детей, их трудно воспитывать – я так не думаю. Младшие смотрят, как делают старшие, и учатся. Большую семью трудно накормить, одеть и дать достойное образование. Да, это так. Но в моё время образование и медицина были бесплатными.

Что касается оптимального количества детей в семье – не знаю. И дело тут не в арифметике и не в высшей математике. Перед крестьянином по весне никогда не встаёт вопрос: сеять или не сеять? Сеять. Земля должна плодоносить. Так и человек. Лучшие цветы нашей жизни – дети. По мне, чем больше детей, тем лучше – и для семьи, и для общества.

Вопрос о спутнице – третий вопрос. Вы, Инна, говорили о двух.

Её поддержка по молодости была спасительной – ни в чём меры не знал. Сейчас влияние умеренное и вполне предсказуемое, подобное тому, как Луна влияет на приливы и отливы. Их можно предвидеть.

 

 

Здравствуйте! Ваша книга называется «Восторг и горечь». Скажите, чего, на ваш взгляд, в нашей жизни больше – восторга или горечи? Спасибо.

Сергей, Москва

На мой взгляд, горечи больше. И вот почему. Когда я был юн и молод, мне казалось, что я – вечен. Теперь так не кажется. У меня на выходе поэтическая книга «Путешествие в Пустое место». В стихотворении «Мир большой» есть строки:

Посмотри на мир с душой

И увидишь – мир большой.

Крошки, мошки и цветы,

Всё на свете это – ты.

Виктор Трифонович! Вы часто публикуетесь в газете «Аргументы недели». Почему вам так нравится эта газета?

Вначале мне понравилось, что они меня напечатали. Не испугались. Потом стал присматриваться – почему не испугались. И тут открылось, что смелость газеты определяется не только и даже не столько демократизмом (каждый имеет право на высказывание своей здравой позиции), а искренней заинтересованностью в делах жизни родной страны. Смелость (i) всегда помножена на любовь к своей державе. И тогда выявляется – чем больше любишь свою страну, тем пламеннее реагируешь на её недостатки. Отсюда смелость (i). Но главное – любовь. Я всегда себя чувствую комфортно с людьми, которые искренне любят свою Родину.

Недавно мне довелось беседовать с совершенно незнакомым человеком. Беседа давалась трудно, и вдруг обнаружилось, что мы оба читатели газеты «Аргументы недели». Вот уж действительно всё, как по мановению, переменилось в лучшую сторону.

Позиция (i) обнадёживает и обещает усиления её влияния в нашей повседневной жизни. Как автор газеты, я это тоже учитываю.

 

Виктор Трифонович, я – детский писатель. Меня называют Шевелёвой номер один, даже Андерсеном (в статьях Хайнского) – можете посмотреть в Интернете. Я, наверное, очень политизирована, потому что должна была в своё время уезжать женой генконсула. Политизирована жутко. Так вот, я считаю, что газета «Аргументы недели», которую мы постоянно покупаем, всегда даёт очень объективную картину мира. Ну а есть ли ещё какие-то газеты, которые я могла бы купить и сказать, что да, это объективно? Спасибо!

Я был в Интернете. Но трудно сориентироваться по одной фамилии, когда не знаешь имени. Там присутствуют Ирины, Ксюши, Люды и даже есть некая Анька Шевелёва. Не знаю, почему так упрощённо?! Может быть, некий намёк на сходство с легендарной Анкой из фильма «Чапаев»? В общем, Интернет мне не помог, а только запутал.

Что касается вашей политизированности – ничего страшного. Время такое – выборы! Перед тем как остановить свой выбор на (i), читал множество газет. Одно время меня устраивала газета «Известия», но потом почувствовал её снобизм, причём во всём. И остановил свой выбор на «Аргументах недели». Почему? Я объяснил в предыдущем ответе.

 

Здравствуйте, Виктор Трифонович! Сейчас Интернет очень широко развивается, и все только в Интернете и сидят. И я хотела бы задать вопрос: а есть ли будущее у печатной продукции, СМИ?

На этот вопрос есть ответ на моём сайте. На главной странице щёлкните курсором по баннеру «Русский советский писатель в стране невыученных уроков» и в этой статье на первой полосе газеты (i) найдёте ответ. К нему мне нечего добавить.

 

Виктор Трифонович! Можно ли бороться с враньём в человеческой природе? Ведь Интернет и пресса дают свободу слову, но всё равно продолжается ложь. В чём эта ложь, можно ли с этим бороться?

Труднейший вопрос. Всё здесь: и коррупция, и мошенничество, и очковтирательство, и показуха и так далее и так далее. Как бороться? Враньё вранью рознь. Охотник или рыбак, рассказывая об охоте или рыбной ловле, врёт – это одно. А враньё политического деятеля – это совсем другое враньё. По моим представлениям, когда человек внутренне пожелает принять всю правду о себе, только тогда в нём созреет действительная потребность жить не по лжи. Сегодняшний человек не готов к полной правде о себе. Откуда же возьмётся желание бороться с враньём? Чтобы победить ложь в обществе, надо прежде победить её каждому человеку в себе. В сборнике «Восторг и горечь» достаточно суждений на эту тему.

 

Здравствуйте, Виктор Трифонович! У меня такой вопрос. По вашему мнению, какими качествами должна обладать современная литература, чтобы со временем стать классической?

На этот вопрос может ответить только Бог.

Когда Стендаль писал свой великий роман «Красное и чёрное», к нему пришёл Оноре де Бальзак и сказал, что он, Стендаль, неправильно пишет. Под влиянием знаменитости Стендаль стал править роман и к своему ужасу понял, что писать так, как требует Бальзак, он не может. Стендаль вернулся к своему письму, и мы получили классический роман, которым восхищался ещё Пушкин.

Увы, человеческие мерки не подходят – всё решается свыше.

 

Здравствуйте! Виктор Трифонович, меня зовут Ирина. Как вы видите будущее газеты «Аргументы недели»? На ваш взгляд, это перспективная газета?

Ирина, «Аргументы недели» по-настоящему хорошая газета: умная, смелая, а в любви к своей стране – пламенная. У меня нет сомнений, что её влияние среди россиян будет возрастать. Обо всём этом я уже сказал, отвечая на вопрос № 9 – почему мне нравится эта газета?

 

Здравствуйте, Виктор Трифонович! Скажите, пожалуйста, когда вы писали книгу «Восторг и горечь», вы выступали больше в роли писателя либо в роли журналиста? Спасибо.

«Восторг и горечь» – публицистический сборник. Стало быть, я выступил в роли публициста. В моей публицистике – сегодняшний день. А сегодняшний день настолько многообразен в своих проявлениях, что без полной палитры красок не обойдёшься. Так что в сборнике всё соседствует и всё неразделимо – и журналист, и писатель. 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram