Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Шпионаж № 49(743) 16-22 декабря 2020 13+

Как спецслужбы охотятся за иностранными секретами

, 20:40 ,

Как спецслужбы охотятся за иностранными секретами
Директор Службы внешней разведки РФ Сергей Нарышкин

20 декабря этого года отметит столетний юбилей Служба внешней разведки (СВР) Российской Федерации. Накануне обозреватель «АН» встретился с ветераном советских и российских спецслужб полковником в отставке Павлом СЕМЁНОВЫМ.

Адреса, пароли и коды

После третьей чашки чая мы заспорили:

Зачем нужна агентурная разведка, если все тайны и секреты сейчас выложены в Сети?! – с жаром доказывал свою правоту ведущий рубрики «Мир шпионажа». – С помощью Интернета теперь можно даже в совершенно секретных совещаниях поучаствовать. Слышали недавнюю историю про голландского журналиста?

Полковник отрицательно помотал головой. И тогда обозреватель «АН» стал рассказывать.

В Нидерландах этой зимой местный журналист скрытно подключился к совершенно секретной видеоконференции министров обороны стран – членов ЕС.

Об этом фиаско европейской системы безопасности пишет Politico. Издание публикует видеозапись фрагмента этого секретного совещания, когда журналист Даниэль Верлаан из RTL Nieuws появляется в большом окне в верхней части экрана видеоконференции, улыбается и приветственно машет рукой министрам.

– Вы знаете, что попали на секретную конференцию министров обороны? – спросил его глава внешней политики ЕС Жозеп Боррель.

– Да, да. Мне очень жаль. Я журналист из Нидерландов. Мне очень жаль, что я прерываю вашу конференцию, – ответил улыбающийся Верлаан.

– Вы знаете, что это уголовное преступление? Вам лучше выйти из нашего онлайн-совещания как можно быстрее, пока к вам не приехала полиция, – решил припугнуть журналиста Боррель, после чего Верлаан ещё раз извинился, помахал собравшимся у экранов министрам обороны и отключился.

Хотя это никем не санкционированное «видеовторжение» было встречено смехом некоторых участников, оно подняло серьёзные вопросы о безопасности секретных онлайн-встреч в период пандемии, пишет издание. Так, в ходе видеоконференции, на которую попал журналист, обсуждался секретный документ об угрозах, стоящих перед ЕС.

В RTL позже уточнили, что журналисту удалось получить доступ к конференции благодаря тому, что в twitter-аккаунте министра обороны Нидерландов Анки Бийлевелд некоторое время провисела фотография с адресом и частью PIN-кода для входа.

Голландский журналист сделал несколько попыток входа, прежде чем присоединиться к тайному интернет-собранию, так как на фото были видны пять цифр из шести.

Представитель минобороны Нидерландов сообщил, что сотрудник ведомства случайно опубликовал в Twitter фотографию с конфиденциальной информацией.

«В следующий раз это может быть русский или китайский хакер, и мы больше не будем смеяться», – оценил произошедшее один из участвовавших во встрече министров. - Голландский журналист подключился к секретному закрытому совещанию министров обороны 27 стран ЕС. Пароль и логин для Zoom он подглядел на фотографии, размещённой в «Твиттере» одного из участников – нидерландского министра Анки Бийлевелд».

– Вот что бывает, если государственные секреты доверяют женщине, – ворчливо сказал старый разведчик. – Впрочем, и некоторые мужчины хранят доверенные им тайны хуже базарных баб. В качестве примера расскажу про предательство ельцинского министра госбезопасности Вадима Бакатина.

Рождественский подарок от бабы Кати

В декабре 1991 года американский посол в Москве Роберт Страусс был неожиданно приглашён в знаменитое здание на Лубянке. Повод для встречи оказался более чем удивительным: дипломату вручили большой фотоальбом. А в нём схемы и снимки с установленной в новом здании посольства США на улице Чайковского прослушкой…

Американский посол был явно удивлён и озадачен таким рождественским презентом. Зато председатель Межреспубликанской службы безопасности Вадим Бакатин, которого на Лубянке за глаза звали бабой Катей, был доволен. Он считал это решение «проявлением доброй воли», «шагом навстречу» США и протянутой рукой к взаимному сотрудничеству.

Бакатинская рука, однако, повисла в воздухе: американцы приняли все советские секреты, но в ответ ничего аналогичного российской стороне не передали.

Тогда для работников и ветеранов отечественных спецслужб эта новость стала громом среди ясного неба: американцы получили полную информацию о том, где в их посольских апартаментах была расположена подслушивающая техника. А ведь эта аппаратура была действительно новейшей. Устройства могли благополучно проработать не одно десятилетие, оставаясь незамеченными и передавая ценнейшую информацию.

В своё оправдание Вадим Бакатин позже писал, что передача данных должна была стать важным моментом в «расчистке завалов» в отношениях двух держав. Информацию, доставшуюся американцам, Вадим Викторович называл ничтожными сведениями о морально устаревшем оборудовании.

Впрочем, специалисты говорят, что это не так. Система была совершенна. Дело в том, что никаких «жучков» в классическом виде в здании не было. В качестве «ушей» должны были выступать сами стены – конструкции и использованные в работе материалы.

Вадим Бакатин также поделился, что идея передачи информации американцам возникла в сентябре 1991 года. Для начала инициативу он согласовал с советским лидером Михаилом Горбачёвым. Далее последовало добро от российского президента Бориса Ельцина и министров иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе и Андрея Козырева.

Кстати, после анализа полученных схем и снимков эксперты в США назвали созданную в Советском Союзе подслушивающую систему одной из самых сложных и качественных разработок в мире, а её создателю предложили работу в Америке. Однако наш конструктор отказался – выставил незваных гостей за дверь, заявив, что Родину не предаёт.

Праздник не испортят

– Впрочем, чужие секреты и тайны очень редко падают в руки их шпионов и наших разведчиков, как манна с небес, – закончил свой рассказ Павел Александрович. – Чаще всего их добывает агентура с риском для своей свободы и даже жизни.

– Накануне столетия нашей разведки семёрку наших нелегалов рассекретил директор СВР Сергей Нарышкин, – сказал обозреватель «АН». – О них мы много писали.

– Нарышкин также отметил, что до формирования российской внешней разведки как отдельной профессиональной структуры к добыванию необходимой информации привлекались люди самого разного рода занятий и профессий, – откликнулся полковник Семёнов и процитировал шефа СВР: «Назову несколько наиболее известных имён: это первый председатель Императорского русского исторического общества князь Пётр Вяземский, химик Дмитрий Менделеев, географ и исследователь Николай Пржевальский, ну и конечно, литератор и дипломат Александр Грибоедов. Все они – кто-то в большей, кто-то в меньшей мере – занимались разведывательной деятельностью – политической и военно-стратегической разведкой».

До этого агентами отечественной разведки были и другие выдающиеся личности. «Взять хотя бы знаменитое Великое посольство Петра Первого. Участники посольства, находясь в других странах, занимались не только политической, но, можно сказать, уже и научно-технической разведкой, добывая для страны новейшие достижения науки и техники зарубежных государств», – отметил Сергей Нарышкин.

Менделеев в своё время добыл информацию, необходимую для организации в России безопасного производства бездымного пороха, при использовании которого возрастали дальность и точность стрельбы. Для овладения всеми технологическими нюансами производства в 1890 году Менделеев по заданию российского Военного министерства отправился во Францию. Командировка официально носила чисто научный характер. Во Франции Менделеев использовал свои дружеские связи с местными химиками, чтобы добыть необходимые сведения. Полученная учёным информация впоследствии была использована для организации производства бездымного пороха в России.

– Говорят, менделеевские традиции живы и по сию пору, – попытался сделать мостик от истории к современности журналист. – Россиянином, которому в Дании на днях предъявлено обвинение в шпионаже, предположительно является 35-летний учёный-химик Алексей Никифоров.

Россиянин является специалистом по химии редких и рассеянных элементов. Он работал в одном из датских университетов, жил в Копенгагене и Ольборге. 9 декабря этого года Никифорову было предъявлено обвинение в шпионаже. Его заподозрили в возможной передаче секретных данных о новых технологиях, используемых в энергетике. Слушания по этому делу пройдут в закрытом режиме. Максимальное наказание по этой статье – лишение свободы на срок до шести лет. В российском посольстве в Дании назвали ошибкой арест гражданина России. Свою вину Никифоров не признаёт.

Этой зимой стало известно, что местная прокуратура предъявила обвинение в шпионаже двум российским дипломатам, работающим в посольстве в Гааге. Их высылают из Нидерландов. Как сообщает генеральная служба разведки и безопасности Нидерландов, их подозревают в работе на Службу внешней разведки России и создании сети источников в секторе высоких технологий страны.

«МИД объявил обоих сотрудников спецслужб персонами нон грата. Соответственно, им запрещается занимать дипломатические должности в Нидерландах, и они должны немедленно покинуть страну», – указано на официальном сайте голландского ведомства.

Одного из российских дипломатов якобы интересовали сведения об искусственном интеллекте, полупроводниках и нанотехнологиях. Некоторые из источников дипломата за денежное вознаграждение передавали ему информацию. Второй высылаемый дипломат помогал своему коллеге, утверждает ведомство.

В числе организаций, уведомленных о возможной утечке, нидерландские спецслужбы упоминают несколько компаний и один вуз. Генеральная служба разведки и безопасности Нидерландов не уточняет имена дипломатов или затронутых организаций.

– Почему шпионские скандалы на Западе раздувают как раз перед столетним юбилеем СВР? – спросил в конце разговора ведущий рубрики «Мир шпионажа».

– Это мелкая месть, – усмехнулся полковник Семёнов. – Но никто не испортит нам праздник.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram