Президент Владимир Путин велел министерству образования и науки совместно с Российским историческим обществом к июлю организовать разработку линейки учебников и пособий по отечественной истории на основе новой концепции.
Одновременно должно быть готово методическое сопровождение подготовки педагогов с учетом положений концепции нового комплекса и разработаны образовательные программы для педвузов.
Мало этого, за полгода эксперты министерства и РОИ должны проверить учебники по истории, рекомендованные к использованию в образовательном процессе, на соответствие этой самой концепции.
"В случае несоответствия содержания учебников и учебных пособий концепции принять меры, направленные на исключение учебников из указанного перечня и на недопущение использования учебных пособий в образовательном процессе", — требует глава государства.
Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, составленная по поручению президента Путина, «включает в себя Историко-культурный стандарт, который содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный стандарт представляет собой научное ядро содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории. Историко-культурный стандарт сопровождается перечнем «трудных вопросов истории», которые вызывают острые дискуссии в обществе и для многих учителей – объективные сложности в преподавании».
Создатели концепции считают, что особо острыми для изучения представляются следующие вопросы:
- образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
- существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;
- исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;
- роль Ивана IV Грозного в российской истории;
- попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
- присоединение Украины к России (причины и последствия);
- фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
- причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;
- причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
- причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;
- характер национальной политики большевиков и ее оценка;
- причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий;
- оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;
- цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
- оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;
- причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
- оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;
- причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;
- оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
- причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
На эти темы педагогам будут даны особые отдельные методические объяснения.