Аргументы Недели Нижний Новгород → Экономика № 1(745) 13 – 19 января 2021 г. 13+

Успехи нижегородских корабелов – 2020

, 10:06

В тени пандемии коронавируса оказались достижения предприятий судостроительной отрасли Нижегородской области, добившихся в ушедшем году ряда исключительных результатов.

Когда в сентябре 2017 года было объявлено, о предстоящем формировании в Нижегородской области судостроительного кластера, куда должны были войти 17 предприятий, многими это было воспринято как использование модного словечка для очередного бюрократического начинания, максимум как попытку использовать популярный термин для организации хоть какой-нибудь поддержки предприятий отрасли, с начала 1990-х переживавших не лучшие времена и только начавших набирать обороты в 2010-е годы.

 

Последствия лихих 1990-х

С развалом плановой советской экономики судостроительные предприятия Нижнего Новгорода и Нижегородской области оказались в сложном положении. Некоторые, как Навашинский судостроительный завод, на какое-то время попали под контроль частных владельцев, не имевших опыта в судостроительной отрасли. Другие, например «Красное Сормово», просуществовав после приватизации какое-то время самостоятельно, вошли в состав крупных холдингов (сначала в корпорацию «Объединенные машиностроительные заводы» Кахи Бендукидзе, а в 2007–2009 годы – вместе с ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева в состав «Объединенной судостроительной корпорации»).

В середине 1990-х «Красное Сормово» не только перестал выпускать подводные лодки (которых за советский период на заводе было построено 275, в том числе 26 атомных), но и лишился большей части ранее регулярно поступавших заказов на строительство сухогрузов «река–море», танкеров и нефтеналивных барж. Падение промышленного производства в России в середине 1990-х сопровождалось снижением грузооборота основных видов транспорта, а недостаток средств у получивших самостоятельность или вновь образованных пароходств и судоходных компаний не позволял им заказывать новые суда. В аналогичной ситуации оказались и другие предприятия отрасли.

Экономический подъем, начавшийся в России в начале 2000-х, привел к постепенному росту заказов. Но строительство новых танкеров и сухогрузов проходило без большой шумихи. Как правило, это были суда, спроектированные в других городах и заказываемые иногородними и иностранными компаниями. Проектам нижегородских разработчиков не очень удавалось привлечь к себе внимание и обеспечить попадание в серию.

Но все же судостроительные предприятия региона выжили и были готовы продемонстрировать свои компетенции.

 

Наследники «метеоров» и «ракет»

Пассажирские перевозки судами на подводных крыльях, столь популярные в советское время, с подорожанием ГСМ в 1990-е практически прекратились. Нижний Новгород как родина судов подобного типа рисковал утратить и способность их разрабатывать. Но ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева выжило в самые тяжелые годы и к 2015 году задумалось о создании судов нового поколения – экономичных и комфортных. Проект такого судна «Валдай» на 45 мест был разработан как замена судам проекта 1709 «Беларусь», предназначенным для пассажирских перевозок в верховьях рек и на малых реках. Головное судно нового проекта, обладающее малой осадкой и высокой экономичностью, было спущено на воду в сентябре 2017 года.

В мае 2018-го после презентации на Петербургском международном экономическом форуме было принято решение о его серийном производстве. «Валдаи» поставлены в Ханты-Мансийский автономный округ, где они начали курсировать от Ханты-Мансийска до Сургута. У нас на Волге были запущены регулярные линии из Нижнего Новгорода в привлекательные для туристов Макарьево и Городец.

Десять таких же судов на подводных крыльях были заложены в 2020 году для азиатских заказчиков и, по сообщениям прессы, будут эксплуатироваться на Тайване.

Перспективы развития скоростного пассажирского водного транспорта в России обсуждаются и в Минтрансе РФ, и в субъектах федерации. На заседании ассоциации законодательных органов власти регионов Приволжского федерального округа обсуждался вопрос о лоббировании принятия соответствующей госпрограммы, что позволит в дополнение к внутрирегиональным скоростным линиям запускать и межрегиональные. Но дальнейшим шагам в этом направлении помешала пандемия. Помешала, но не поставила крест. Развитие скоростного водного транспорта осталось в списке приоритетов Минтранса РФ.

 

Возрождение пассажирского судостроения

В сентябре 2019 года в Нижнем Новгороде на заводе «Красное Сормово» был спущен на воду круизный лайнер нового поколения проекта PV300 – пятизвездочный теплоход «Мустай Карим». Для завода это был большой прорыв. В прошлом Сормовский завод еще до революции получил известность своими пассажирскими пароходами. В 1930-е годы уже на «Красном Сормове» были построены несколько серий пассажирских теплоходов. Последними пассажирскими судами, выпущенными сормовскими корабелами в 1958–1959 годах, стали два пассажирских дизель-электрохода проекта 20 – «Ленин» и «Советский Союза».

Создание нового судна по современному проекту – это большой успех сормовичей. Судно было спроектировано украинско-российской компанией «Морское инженерное бюро», работающей в основном на российский рынок.

Первый теплоход PV300 «Петр Великий», был заложен в августе 2016 года на Астраханском судостроительном заводе «Лотос» по заказу Московского речного пароходства для круизной компании «Мостурфлот». Но на «Красном Сормове», получив заказ от специализирующейся на организации речных круизов российской компании «Водоходъ» позже, заложили круизное судно в марте 2017 года, а спустили на воду в сентябре 2019-го. Астраханские коллеги-конкуренты обещают сдать судно в эксплуатацию не ранее лета 2021 года.

«Мустай Карим» был испытан как на реках, так и на Азовском и Черном морях, прибыв 28 сентября 2020 года с 240 пассажирами на борту в порт Новороссийска. Авангардной внешности теплоход был замечен на самом высоком уровне в конце 2020 года в ходе рабочей встречи с главой российского правительства Михаилом Мишустиным. Президент РФ Владимир Путин высоко оценил проект.

«Это судно уже испытано, из Москвы дошло до Петербурга, из Петербурга до Новороссийска, это теплоход «река–море». Через год, – высказал надежду президент, – в конце года, надеюсь, завершится работа и сделают суда с большей мореходностью. Эти суда точно можно поставить на линию Сочи – Крым. Уверен, это будет востребовано, люди за это скажут нам спасибо», – отметил глава государства.

Теперь «Красному Сормову» можно рассчитывать на новые заказы.

 

Обновление научного флота

В сентябре 2020 года премьер-министр Мишустин подписал постановление о финансировании за счет госбюджета строительства двух научно-исследовательских судов – на эти цели направлено 27,6 млрд рублей. «Решение поможет решить проблему старения научного флота, позволит улучшить условия работы российских ученых, а также дополнительно загрузить судостроительные заводы на Дальнем Востоке», – заявляют в российском правительстве.

Право спроектировать эти суда нижегородское ЦКБ «Лазурит» завоевало в ходе конкурса, объявленного Минобрнауки 2 июля 2019 года. Техзадание к конкурсу сформулировал Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН, являющийся эксплуатантом отечественных научно-исследовательских судов.

Конкурс на лучший проект строительства двух научно-исследовательских судов носил острый характер. В нем помимо «Лазурита» приняли участие ЦМКБ «Алмаз» (входящее в состав ОСК), компания «Пелла» и ряд других предприятий.

На заключительной стадии тендер приостанавливался из-за жалоб некоторых участников в Федеральную антимонопольную службу. Однако в начале октября 2019 года заказчик выбрал победителя – ЦКБ «Лазурит», которое получило на разработку проектов 419 млн рублей.

Суда проекта 123 будут обладать «океанским» корпусом, обеспечивающим работу в условиях сильного волнения, а также в однолетних льдах ограниченной толщины. При разработке корпуса приняты меры по уменьшению негативного влияния обтекания на гидроакустические системы.

Корабль по своим формам напоминает океанские яхты миллиардеров. Передняя часть корпуса включает в себя развитую надстройку, на которой сверху находится площадка для вертолетов или беспилотных летательных аппаратов. Мостик располагается позади площадки. Кормовая палуба оснащена грузоподъемным оборудованием и может использоваться для перевозки различной нагрузки (научное оборудование, беспилотные подводные аппараты и т. д.

Дизель-электрическая энергоустановка с винторулевыми колонками и автоматической системой управления обеспечит как передвижение, так и работу на одном месте без смещения. Также в ее задачи входит обеспечение энергией всего научного оборудования на борту.

Для судна несколькими научно-исследовательскими и проектными организациями уже разработано 11 лабораторий различного назначения, в том числе две «мокрые» площадью до 80 кв. м. С их помощью суда смогут проводить гидрофизические, метеорологические, биологические и другие исследования. В комплекс научного оборудования войдут гидроакустические и иные бортовые средства, необитаемый подводный аппарат и т. д.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram