Аргументы Недели Нижний Новгород → Экономика № 40(734) 14–20 октября 2020 13+

Раздельному сбору мусора должна сопутствовать переработка

, 11:45

6 октября каждого года, начиная с 1979-го, весь мир отмечает День охраны мест обитаний – праздник, призванный привлечь внимание человечества к проблеме сохранения среды обитания. Какова сегодня экологическая ситуация в нашем регионе и от чего она зависит в наибольшей степени, «АН – Волга» выяснили у специалистов.

Сегодня положение дел с охраной окружающей среды выглядит заметно менее драматично, чем десять и даже пять лет назад. Драконовские штрафы за загрязнение водоемов и создание несанкционированных свалок сделали свое дело. Но основная проблема никуда не исчезла: люди по-прежнему нуждаются в продуктах питания и вещах, и со временем и упаковка батона, и консервная банка, и старый телевизор становятся просто мусором. Который необходимо утилизировать.

 

Свалочные метастазы

По данным Минприроды РФ, пока из 70 млн тонн твердых бытовых отходов, ежегодно образующихся в стране, перерабатывается не более 7%, остальное, как и полвека и век назад, просто захоранивается. «Но ведь свалки сейчас повсеместно ликвидируются?» – удивленно спросит читатель, помнящий хотя бы торжественное закрытие полигона твердых бытовых отходов (ТБО) в нашем регионе и его последующую рекультивацию. Действительно, ликвидируются. Но не везде. Чтобы снизить «мусорные» тарифы для населения и юридических лиц, правительство РФ разрешило вплоть до 2023 года вывозить мусор на уже закрытые полигоны, чтобы региональные операторы могли экономить на перевозках. Соответственно площади существующих полигонов растут. По данным геопространственного агентства «Иннотер», специализирующегося в обработке космических снимков, за последние пять лет в различных регионах отдельные свалки выросли в 1,8–2,5 раза. Новые (по крайней мере легальные) не возникают – и то уже хорошо. Но что делать, как это принято называть, с наколенным экологическим ущербом?

 

Гори оно синим огнем

То, что значительную часть бытового мусора можно сжечь, подтвердит любой деревенский житель или дачник. В настоящее время количество мусоросжигательных заводов во всем мире превышает две тысячи, причем глобальными лидерами отрасли стали страны, весьма трепетно относящиеся к экологии, – Дания и Швейцария. Там уровень сжигания ТБО, по данным Всемирного фонда живой природы (World Wide Fund), достигает примерно 80%. В целом концепция W2E (waste-to-energy – «отходы-в-энергию») завоевывает все больше сторонников среди правительств индустриально развитых стран.

– Теплотворная способность ТБО примерно соответствует показателям таких низкосортных видов топлива, как торф или бурый уголь, – поясняет инженер-теплотехник Владимир Сахатырь. – С учетом того, что век назад торф вполне активно использовался не только в кочегарках, но и в теплоэлектростанциях, игра стоит свеч. У вас в Нижегородской области, кстати, есть поселок Гидроторф, там с 1920-х годов добывали топливо для рядом расположенной Балахнинской ТЭЦ.

Но и здесь существует нюанс.

– Сжигание отходов – дорогое удовольствие, и всем понятно, что засовывать это дорогое удовольствие в тарифы – значит вызывать постоянное недовольство населения, – говорит председатель совета нижегородского общественного движения «Экологический центр “Дронт”» Асхат Каюмов, член рабочей группы Нижнего Новгорода по раздельному сбору отходов.

При этом нижегородский эколог неустанно подчеркивает: не следует забывать, что главная задача «мусорной реформы» – не обогащение компаний, занятых утилизацией ТБО, а улучшение экологической обстановки в регионе.

По прогнозу швейцарской компании Vaccani & Partners, специализирующейся на долгосрочном проект-менеджменте, к 2023 году в мире будет построено 334 новых завода W2E суммарной мощностью 17,94 млн тонн в год, причем 9% новых мощностей придутся на Россию и СНГ. Пока в работе в РФ пять подобных проектов – четыре в Московской области и один – в Республике Татарстан.

Но не приведет ли сжигание мусора к еще большему ухудшению экологической обстановки? Эксперты уверяют: не приведет.

– На всех мусоросжигательных заводах в системе технологической линии обязательно есть камеры дожигания, – поясняет заместитель директора Института географии Российской академии наук, член-корреспондент РАН, профессор, заслуженный деятель науки Аркадий Тишков. – Газ, который образуется (при сжигании ТБО. – А.Н.), идет не в атмосферу, а поступает в специальную камеру и при температуре 1250 °С дожигается. Выбросов – ноль! Вы загнали мусор, а получили энергию плюс еще пластиковую посуду и покрытие для дорог.

Сортируй, не сортируй…

В недавно опубликованном докладе Счетной палаты РФ реализация реформы по обращению с отходами на данном этапе фактически признана провальной. «Анализ показал, что, несмотря на начатую в 2019 году реформу обращения с отходами, ситуация в этой сфере пока остается неблагополучной. Уровень переработки отходов не превышает 7%, а более 90% по-прежнему направляется на полигоны и свалки... По данным Росприроднадзора, на момент формирования нацпроекта “Экология” на территории субъектов (Российской Федерации. – А. Н.) насчитывалось 8323 свалки, в том числе 916 свалок на территории городских округов…Таким образом, даже при успешной реализации проекта поставленная президентом цель – ликвидировать все свалки в границах городов – достигнута не будет».

По мнению аудиторов СП, вина за провал реформы управления отходами ложится и на федеральные, и на и региональные власти. СП отметила слабую эффективность Минприроды РФ при использовании средств федерального бюджета и отсутствие близких к реальности данных об объемах и составе отходов. Кроме того, из рук вон плохо поставлено экопросвещение и поощрение экологически ответственного поведения граждан. «…Не предусмотрены меры, направленные на предотвращение и сокращение объемов образования отходов, – констатируется в докладе СП. – Речь в том числе идет о стимулировании населения использовать многооборотные товары, тару и упаковку».

Нижний Новгород стал одним из пока немногих городов страны, где власти пытаются хоть как-то решить проблему. В частности, мэрия поощряет появление экокиосков, куда можно сдать и макулатуру, и ветошь, и тару из-под жидкостей. Но это капля в море. Кардинально изменить положение дел может только разделение отходов жителями многоквартирных домов, что называется, «перед контейнерной площадкой».

С начала текущего года в регионе по отдельности собирают пять типов вторсырья – это пластик, стекло, бумага, ткань и металлы. В рамках муниципальной программы «Охрана окружающей среды Нижнего Новгорода» до 2024 года город получит 961 зеленый контейнер для «общего», несортированного, мусора и 330 желтых контейнеров для рассортированного вторичного сырья. Представители мэрии в прошлом учебном году даже проводили в школах экологические уроки, обучая детей, в частности, как правильно подготовить к переработке пластиковую тару.

– Нам рассказали, как правильно складировать пластик, – поделилась с «АН – Волга» десятиклассница Кристина. – Нужно использовать правило «трех С»: сполоснуть, снять наклейки и крышки, смять.

– Если мы откроем законодательство, то увидим, что первоочередные приоритеты реформы – максимальное использование сырья и материалов, сокращение объемов мусора и снижение класса опасности отходов, – напоминает Асхат Каюмов. – «Мусорная реформа» должна начинаться с эффективного использования отходов.

Эксперт уверены, что сделать поведение горожан более экологически ответственным поможет стимулирование товариществ собственников жилья, решивших на общем собрании перейти к практике раздельного сбора ТБО.

– Люди потратят время и силы на раздельное накопление и сортировку, им элементарно понадобится вдвое больше пакетов для мусора, – говорит кандидат экономических наук Василий Самыкин. – Нужно поощрять такие ответственные ТСЖ либо напрямую, через снижение тарифа на вывоз, это прерогатива регоператоров. Либо через участие в программах благоустройства, ремонта дорожного покрытия во дворах и на тротуарах, а это уже компетенция мэрии. Многое зависит от властей, от их позиции.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram