ПОДПИСКА (Газеты + Книги + Бонусы) или Войти в КЛАН

Аргументы Недели Экономика

На «Красном Сормове» прошел спуск на воду 20-го в текущем году судна, которое построил завод. Им стал сухогруз «Пола Миропия»

№ 36 (730) 16–22 сентября 2020 [ «Аргументы Недели Нижний Новгород», ]

 На «Красном Сормове» прошел спуск на воду 20-го в текущем году судна, которое построил завод. Им стал сухогруз «Пола Миропия»

В минувшую пятницу на «Красном Сормове» прошел спуск на воду двадцатого в текущем году судна. Им стал сухогруз «Пола Миропия», 11-й в серии из 11 сухогрузов, построенных для компании «Пола Райз».

Как сообщила пресс-служба «Красного Сормова», в последние два с половиной года предприятие сдает в среднем по одному суду в месяц.

«Это уже двадцатое судно, которое построил завод “Красное Сормово”. Теплоходы работают прекрасно. У этих судов большая номенклатура грузов: удобрение, зерно, оборудование, строительные материалы», – рассказал руководитель компании ООО «Пола Райз» Альберт Выговский.

Новый подъем старой отрасли

Сормовские корабелы сегодня набрали большой портфель заказов

– Завод продолжает строительство данного проекта, впереди еще 20 судов, девять из которых уже законтрактованы и строятся согласно производственному графику, – подчеркивает генеральный директор ПАО «Завод “Красное Сормово”» Михаил Першин.
Непосредственным заказчиком для сормовичей выступает Государственная транспортная лизинговая компания, именно с нею весной прошлого года завод подписал договор на строительство 11 сухогрузных судов проекта RSD59. Ранее завод построил еще две серии аналогичных судов для ГТЛК – по пять и четыре теплохода. Эксплуатантами стали уже упомянутая «Пола Райз» и «Идель»

– Судостроительная отрасль в валовом внутреннем продукте субъектов ПФО занимает примерно 15%, больше – только в Дальневосточном федеральном округе, – рассказывает кандидат экономических наук, доцент Василий Самыкин. – Так сложилось исторически еще в XVIII веке, а в последнее время судопром переживает новый подъем благодаря государственным кораблестроительным программам. В частности, татарстанский завод имени Максима Горького в Зеленодольске строит серию малых ракетных кораблей проекта «Буян-М». Корабль «Зеленый Дол», приписанный к Черноморскому флоту, уже прошел боевое крещение в ходе сирийской кампании, нанеся удары ракетами «Калибр» по целям боевиков из Средиземного моря.

Что особенно важно, в нашем регионе появляются и новые предприятия судостроительной отрасли. Так, группа компаний «Р-Флот» на открывшемся в поселке Окский Богородского района судостроительном комплексе 25 августа 2020 года заложила головное судно проекта 3052 для федерального государственного бюджетного учреждения «Канал имени Москвы». Новая верфь в поселке Окский специализирована на выпуске судов технического флота. Предполагается строительство трех судов в серии из 10 единиц.

Кроме Канала имени Москвы заказчиком выступает федеральное казенное учреждение «Речводпуть». Постройка осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».

– Обстановочное судно так называется потому, что обеспечивает транспортировку знаков навигационной обстановки, в данном случае это проект 3052, – поясняет инженер-кораблестроитель, кандидат технических наук Марина Благонравова. – Также эти кораблики ведут контроль состояния судового хода, могут служить буксирами и толкачами, для чего снабжены буксировочным гаком и натяжными барабанами. Кроме того, они способны выходить на необорудованный берег своей носовой частью.

Характеристики нового судна, по данным портала shipbuilding.ru, таковы: длина 35,6 м, ширина 6,5 м, высота борта 2,6 м, скорость хода 24 км/час, автономность плавания – шесть суток.

Группа компаний «Р-Флот» довольно молода: ей нет еще и 15 лет. Она предоставляет цикл услуг от разработки конструкторской документации до поставки готового изделия, выполняя заказы для гражданского морского и речного флота, а также для нужд оборонно-промышленного комплекса. Деятельность группы включает несколько направлений: «Р-Флот. Дизайн» создает эскизные и технические проекты, конструкторское бюро разрабатывает рабочую документацию, «Р-Флот. Машиностроение» занимается производством судового оборудования, а судостроительный комплекс «Р-Флот» – непосредственно судостроением.

Давние традиции

Старейшим и, наверное самым известным предприятием судостроения в нашем регионе является «Красное Сормово», основанное еще в 1849 году компанией «Нижегородская машинная фабрика и Волжско-Камское буксирное и завозное пароходство» для выполнения государственных заказов. Сегодня это одно из крупнейших судостроительных предприятий России, строящее речные суда и суда типа «река–море», оборудование для буровых установок, понтоны. Завод входит в Объединенную судостроительную компанию. До 1843 года развитие пароходостроения в России сдерживала государственная монополия на постройку пароходов. Но весной 1849-го в Санкт-Петербурге зарегистрирована «Компания Нижегородской машинной фабрики и Волжского буксирного и завозного пароходства», учредителем которой стали сын председателя Государственного совета Лев Кочубей, флигель-адъютант императорской свиты и сын главы Морского ведомства Владимир Меншиков и крупный промышленник Дмитрий Бенардаки. Компаньоны вложили в предприятие 500 тыс. рублей серебром, а руководить проектом поставили отставного майора по Морскому ведомству Алексея Узатиса, имевшего богатый опыт военного судостроения.

Уже в мае 1850 года со стапелей завода сошел деревянный колесный пароход «Ласточка», оснащенный машиной паровозного типа мощностью 24 л. с. также сормовского производства. А первым пароходом с металлическим корпусом стал «Орел», спущенный в апреле 1852 года. Первые суда достались Волжскому пароходству, позже появились и сторонние заказчики. Уже к 1856 году 45% пароходов Волжско-Камского бассейна были сормовского производства. Впрочем, завод выпускал не только суда: на волне бума железнодорожного строительства середины 1870-х сормовичи стали строить грузовые вагоны, а позже и пассажирские. Среди заказчиков завода уже тогда появились военные: в Сормове строили корабли по заказу Морведа для Каспийской военной флотилии. А в 1887 году корабелы спустили на воду первый танкер, построенный по заказу компании «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель».

– Сормовичи в конце XIX века совершили, говоря современным языком, хороший пиар-ход: во время Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года представили двухпалубные колесные пассажирские пароходы «Император Николай II» и «Императрица Александра», представили именно государю и его матери, вдовствующей императрице, – рассказывает кандидат исторических наук Сергей Белов. – Это были первые пароходы с полностью электрическим освещением. А в 1903–1904 гг. для «Товарищества Братьев Нобель» были построены первые в мире дизель-электроходы «Вандал» и «Сармат». А накануне Первой мировой войны на Сормовском заводе построили пароход «Великая княжна Ольга Николаевна», после революции переименованный в «Володарского», он ходил по Волге до конца 1980-х. Вообще сормовичи очень часто становились новаторами в разных сферах: напомню, первый отечественный танк построили тоже они, это была, как сказали бы сейчас, нелицензионная копия французского Renault FT-17.

Завтрашние заботы

Сегодня нижегородская судостроительная отрасль на подъеме, предприятия успешно развиваются и проходят техническое перевооружение. Заказами они обеспечены.

– Практически все наливные суда, ходящие по Каспию, нижегородские, – говорит капитан дальнего плавания Олег Шаталин. – Они несут русские, азербайджанские и туркменские флаги, а сделаны в Сормове.

Но корабелы-нижегородцы живут не только в Сормове. Окская судоверфь в Навашине также обеспечена военными и гражданскими заказами.

– Там строят суда проекта 00101, тип «Русич» дедвейтом 5460 тонн, сухогрузы проектов RSD44 и RSD32M, танкеры проектов RST27 и RST54, – поясняет инженер-кораблестроитель Марина Благонравова. – В прошлом году они получили заказ на серию из 15 сухогрузов проекта RSD59 дедвейтом 8144 тонны.

А еще у нас есть «Нижегородский теплоход» на Бору, создающий в том числе ледокольные буксиры для нужд Военно-морского флота России, верфи в Чкаловске (ремонтирует пассажирские теплоходы и несамоходные баржи, строит катера и суда на подводных крыльях) и Городце (там судостроение существует уже более 300 лет).

– Мой прогноз для нижегородской судостроительной отрасли – благоприятный, – подчеркивает Василий Самыкин. – Грузовые суда всех типов сейчас высоко востребованы, возрождается сегмент скоростных пассажирских перевозок. Все эти задачи нижегородским предприятиям по плечу.