Запасной вариант
№ () от 7 апреля 2020 [«Аргументы Недели », Константин Гурдин ]
Когда российские телеканалы наперебой принялись показывать начисто опустевшие продуктовые полки европейских супермаркетов, у многих ёкнуло сердце. В голове билась мысль: если уж в Европе, где, как мы полагали, всё есть, вмиг разразился такой дефицит, то что будет у нас? Ответ успокаивает. Даже в самые тяжёлые времена дефицита продуктов не будет. В отличие от Европы у нас есть Росрезерв с запасами, которых хватит не то что на несчастные несколько месяцев карантина, но на многие годы абсолютно автономного существования страны.
Тайные стволы
Госрезерв, которому как организации в нынешнем году стукнет 89 лет, изначально создавался под военные нужды. Правда, последние четверть века он всё более явно одевался в гражданское. Сейчас, после многих реформ и указов последних лет, это скорее не оборонный, а очень мощный экономический инструмент. Тем не менее ведомство осталось при погонах. Это чрезвычайно закрытая организация, в которой засекречено практически всё.
Те немногие, кто знает точные цифры, прежде чем получить к ним допуск, дали невероятное количество всяческих подписок о неразглашении. Ни в каких открытых бумагах мы не увидим, сколько миллионов тонн и какого именно типа продуктов лежит в знаменитых закромах родины. Никто не покажет ни точное количество складов, ни глубину залегания шахт с запасами, ни их дислокацию по регионам. Однако даже в такой закрытой теме, если присмотреться и поискать, найдётся немало окошек, через которые видна хотя бы часть общей картины.
Судя по всему, она грандиозна. Для начала, существует ворох официальных фотографий тех самых тайных хранилищ, которые поражают величием и размахом куда больше, чем пирамида Хеопса. Представьте идущие по прямой на многие километры вырубленные в камне прямоугольные подземные штольни с высотой от пола до потолка 15–20 м, при этом под завязку забитые сложенными в гигантские штабели миллионами коробок и мешков с продуктами. Коробки по этой подземной системе искусственных шахт развозят на огромных электросцепках. Шахты такой длины, что работники ради экономии времени часто перемещаются по ним на велосипедах, которые в этом мире на профессиональном жаргоне называют оперативной машиной. Кстати, гигантские лифты, спускающие под землю сотни тысяч тонн грузов, тут называются барабанами, а резервные выходы – вертикальные стволы с головокружительной высоты лестницами – именуют барбосами. Потому что, пока вскарабкаетесь по ней наверх, у любого язык вылезет на плечо.
Ещё бы, предположительная глубина залегания этих хранилищ – 150–200 м, система оборудована метровой толщины стальными дверями и шлюзами, которым не страшны ни затопление, ни ядерный удар. Микроклимат, и тот особенный, воздух дополнительно насыщен кислородом, температура круглый год 8–10 градусов – идеальные условия для хранения. В общем, всё как в ядерных бомбоубежищах, только гораздо масштабнее.
Считается, что по всей территории страны построено порядка двух-трёх сотен таких хранилищ. Известно также, что непосредственно в год присоединения Крыма на полуострове немедленно была создана подобная сеть. Нет сомнений, они во множестве есть в любом регионе, рядом с каждым крупным городом. Во всяком случае официально Росрезерв включает семь громадных территориальных управлений, среди них Центральное, Уральское, Дальневосточное, Северо-Западное и т.д. Также на него работают собственный крупный вычислительный центр и особый НИИ, небезызвестный Институт проблем хранения. В этой организации уже 81 год занимаются исключительно тем, что придумывают всё новые способы сохранять продукты и стратегические материалы. Такой институт – единственный в мире.
Кстати, помимо прочего уже 46 лет он ведёт уникальный консервный эксперимент. В 1973 г. на полуострове Таймыр, на мысе Депо, советская экспедиция нашла легендарный «клад Толля». Это был ящик с 48 банками консервов, сухарями, овсянкой, шоколадом и сахаром, который в 1900 г. приказал зарыть на Таймыре руководитель полярной экспедиции Э. Толль. Когда 73 года спустя продукты вскрыли, оказалось, многие в отличном состоянии, не потеряли вкус и пригодны в пищу. С тех пор в 1974, 1980, 2004 и 2016 гг. НИИ отправил на Таймыр несколько экспедиций. Они буквально зарывают в вечную мерзлоту консервы с продуктами, спустя десятилетия откапывают и тщательно изучают. Выяснилось, что некоторые консервы в подобных условиях могут храниться больше 100 лет. Нормально доживает кусковая свинина, отлично – крупы, чай, кофе и шоколад. Водка, как оказалось, в мерзлоте вообще с годами только улучшает свой вкус!
Что в кубышке?
В крайне немногочисленных интервью работников Росрезерва порой проскакивают поразительные факты. Например, что сложившаяся в этой сфере кадровая политика чем-то напоминает японские порядки. На этих объектах часто работают всю жизнь, причём династиями. Среди сотрудников по какой-то причине высок процент людей, у которых ещё бабушка и дедушка служили в Госрезерве.
Также говорят, что и система экстренной доставки запасов в любую точку страны налажена великолепно. Скажем, когда в 2009 г. случилась катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, для ликвидации немедленно потребовались десятки мощных электрогенераторов. Их моментально взяли из Госрезерва и доставили на точку всего за шесть часов. Также именно Госрезерв в своё время предоставил многие тысячи тонн свинца, из которых экстренно строили первый саркофаг над Чернобыльской АЭС.
Вообще только за последние 16 лет Росрезерв по разным причинам распечатывали не менее 12 раз. Например, его запасами гасили соляную панику 2006-го и гречневую 2014 года. В 2011 г., когда в РФ разразился неурожай сахарной свёклы, рынок тоже спасла огромная сахарная госкубышка. Были за эти годы ситуации и посерьёзнее. В 2012 г. на Алтае случилась вспышка сибирской язвы. Оказалось, вакцины надо много и моментально, на выпуск с нуля такого количества уйдёт не менее двух недель. К счастью, запасы были, их мгновенно достали из тех самых закромов. Так же, как при сильнейшем за полвека наводнении в 2016 г. в Приморском крае. Росрезерв отгрузил в регион бортами МЧС насосы, передвижные электростанции, 10 тыс. одеял и 90 тыс. т продовольствия.
Разнообразие того, что запасено на чёрный день, поражает. Это не только продукты, бензин и лекарства. Когда в 1931 г. систему только создавали, изначально в ней было всего 79 позиций, причём в тот момент 11 из них заполнялись товарами отечественного производства. Говорят, сейчас Госрезерв собирает десятки тысяч тех самых «позиций», но импортных совсем немного. Кроме невероятного количества продовольствия это и запасы редких металлов, мебель, одежда, техника и электроника. Легионы разнообразных машин, включая тракторы, грузовики. Даже самолёты запасены на чёрный день! Кроме прочего у нас есть уникальный стратегический запас паровозов. У этих неприхотливых, полностью автономных локомотивов оказалось множество достоинств на случай чего. Так что многие паровозы не разбирали, а консервировали на базах запаса. По правилам, их регулярно обкатывают и переконсервируют, сохранность котла проверяют каждые 9 лет.
Теперь самое интересное. На сколько стране хватит этих резервов, хоть приблизительно? Можно не сомневаться, что запас прочности заложен на многие годы. Мы очень долго протянем на одном лишь резерве, даже если случится невероятное. Скажем, даже когда все поголовно на год рассядутся по домам, вообще не будет ни производства, ни урожая.
Для начала, сколько продуктов нужно России? Скажем, на год? Даже если учесть, что сейчас народ в целом живёт куда сытнее, чем в лучшие советские времена. Например, душевое потребление мяса сейчас на 21% выше, чем в 1989 г., масла – на 55%, фруктов – аж вдвое, овощей – на 15%. По сравнению с самым сытым советским периодом сильно упало только потребление хлеба, картошки и молока. Так вот при нынешнем потреблении, если не уменьшать его ни на каплю, хлеба всей стране на год нужно только 14 млн тонн. Абсолютно смешно для страны, в 2019 г. собравшей 120, 6 млн т зерновых. Свинины на год на всех, если есть её, как сейчас, нужно 2, 17 млн тонн. При том, что выпуск в прошлом году перевалил за 5 млн тонн. Курицы наша страна за прошлый год съела 3, 76 млн т, тогда как вырастила более 5 млн тонн. Выпуск вообще всех видов мяса в России в прошлом году достиг 11 млн т, легко подсчитать: это по 76 кг на каждого на год. То есть 200 с лишним граммов мяса на каждого в сутки, включая младенцев. Картофеля в закромах тоже навалом, нет проблем с овощами и пр.
Простыми словами, в РФ последние годы было огромное перепроизводство еды. Конечно, часть избытков шла на экспорт. Но немалая доля без лишнего шума уходит в те самые закрома. Сколько там всего накопилось, страшно представить. Это, конечно, гостайна, но точно запас отнюдь не на «месяцы». Вот несколько впечатляющих цифр. Известно, что в Великую Отечественную накопленного на тот момент резерва хватило, чтобы за пять лет снабдить страну 20 млн т хлеба, 3 млн т металлов, 16 млн т угля, 9 млн т нефти и 6 млн кубов леса. Кстати, на тогдашних резервах СССР держался до 1948 г. – пока не наладилась нормальная жизнь, не встало на ноги производство. Самое поразительное, в период войны госзапас не иссяк, а вырос. Ни много ни мало в 1, 8 раза.
Так что страх перед пустыми полками – полная чушь. На деле нашей стране на годы и годы, при любых обстоятельствах, хватит и продовольствия, и лекарств, и всего, что нужно для жизни. Вряд ли заложенный сейчас запас прочности меньше, чем был тогда.